Леонид Гуткин: Пианистом я был весьма заурядным

Леонид, хотелось бы немного подробнее узнать о тебе, твоей жизни, работе, приоткрой немного завесу. Начнем с самого начала, расскажи, пожалуйста, о своей семье, как прошли твои детские годы.

Моё детство прошло вполне счастливо, у нас в доме всегда была музыка, причем самая новая Битлы, Пресли, джаз. Моя мама работала в Большом Театре зав. женским гримерным цехом, а отец был директором картины на Мосфильме, хотя профессионально никто из них музыкой не занимался, косвенное отношение к музыке они всё же имели, мама играла на фортепиано и они оба прекрасно пели, как семейный дуэт на всех праздниках. Мои родители и привили мне любовь к музыке, к счастью, они не были консерваторами и всегда поддерживали моё увлечение, в т.ч. и роком, хотя для того времени это было скорее нонсенсом. Я поступил и закончил Школу им. Гнесиных по классу фортепиано, но пианистом я был весьма заурядным и для поступления в музыкальное училище при Консерватории (Мерзляковку) закончил ту же школу за год экстерном уже по классу фагота.

В музыкальной семье трудно не приобщиться к музыке, но как ты пришел к року, какая была твоя первая группа?

Я поехал на каникулы в Одессу в 1974 г. Гостил я у тёти, маминой сестры, в доме, где жили семьи военных, служивших преимущественно в группах советских войск в соцстранах. В те годы во многих соцстранах продавались лицензионные диски рок и поп музыки, в то лето у мальчишек в этом доме оказались несколько альбомов Uriah Heep, Queen и ELO - это поглотило меня настолько, что я выучил несколько аккордов на гитаре и слушал эту музыку не переставая, даже на море почти не ходил. А потом, по приезду в Москву, два важных события ознаменовали моё рок-детство: в 8 классе мы образовали школьную группу и в соседней квартире поселился замечательный сосед с магнитофоном Юпитер и множеством записей и с индийскими дисками Deep Purple. Я понял, что это "оно", стал очень усердно заниматься и "снимать" всё подряд. Потом познакомился с другими мальчишками, интересовавшимися такой же музыкой, в т.ч. с Володей Якушенко, ставшим впоследствии ударником «Автографа». Мы образовали группу под названием «Солнечные часы», с типичным для того времени рок-репертуаром: Uriah Heep, Grand Funk, Kiss и т.д. Мы играли прилично для своего возраста, но не настолько хорошо, чтобы играть сейшены-подпольные концерты за гонорар. В основном это были школьные вечера, правда, с небольшим бюджетом. Параллельно процветала наша школьная группа, которую ввиду поступления в муз. училище мне пришлось оставить не без обоюдного сожаления.

Потом был "Кузнецкий мост"? Что-нибудь вспоминается из того времени?

Нас с Володей пригласил в свой состав Миша Меркулов, известный в Москве того времени вокалист и муз. тусовщик. Его идеей был крутой вокал-бэнд с роковым посылом. В составе, кроме самого Мишки, прекрасно поющего, были Лёша Романов с Лешкой Макаревичем, Миша Шевяков (впоследствии барабанщик «Воскресенья»), Леша Антонов (он же Старуха Изергиль), на факультативной основе репетиции посещал Женя Маргулис. Но это всё было скорее милой тусовкой с элементами пения и довольно скоро стало ясно, что большого будущего у проекта нет, да, собственно, и быть не может. Тогда-то Макаревич с Романовым и предложили нам с Якушенко поучаствовать в их группе «Кузнецкий Мост» (там находился МАРХИ, студентами которого они оба на тот момент ещё являлись). Половина песен будущего «Воскресенья» уже была в репертуаре - Солдат Вселенной, Слепили бабу на морозе и др. Параллельно мы играли сейшена с фирменным репертуаром опять же в школах. Вспоминаются угарные репетиции у Макаревича дома на Нахимовском на ГДР-овском усилителе Регент, который тогда по силе воздействия и цене приравнивался к космическому кораблю. Я с удивлением выяснил, что мой бас звучит вполне прилично, но гитара Маргулиса звучит лучше, поэтому при случае купил такую же, продав коллекцию маленьких английских машинок. Это был конец детства. У меня была своя гитара, и я стал зарабатывать рок-музыкой. Начиналась новая и безумно интересная жизнь. Так прошёл 1977, а затем и 1978 год.

Что было дальше я, наверно, угадаю, было приглашение в «Автограф» и 11 лет непрерывных гастролей по родной стране и за ее пределами, цветы и слава, параллельно ты закончил консерваторию. А что было дальше, после того как «Автографа» не стало? Существует фотография с надписью «Гран-при», где ты стоишь в компании Артура Беркута и Сергея Маркина, а также слухи о группе «Рококо» без единого факта о ее существовании, может расскажешь что же все-таки правда, а что выдумка.

«Гран-при» к нам отношения не имеет, это был проект Сережи Маркина, который впоследствии стал «Парком Горького». Они делали записи с Колей Носковым, в том числе и некоторых песен, которые потом перешли, как я понимаю, вместе с Носковым, в «Парк Горького». С Сережей мы начали работать перед тем, как «Автограф» решил сделать некий перерыв для реализации сольных проектов, это было за несколько месяцев, решение это зрело и было понятно, что мы сделаем некоторую паузу, никто не ожидал, что она продлится так долго, но, тем не менее, разговоры об этом были. Маркин попросил помочь ему привести в порядок, какие-то его демо-записи и поиграть их, началось это с некоторой волонтерской работы, в моем случае, потом все это довольно быстро «зацвело» и встал вопрос, что надо все это дело спеть. Корнями это было похоже на то, что потом стало «Парком Горького», только чуть более естественно, чуть меньше интеллектуальности, это была гитарная музыка, на тот момент достаточно современная, экстрим такой, смесь рок, фанк, но на гитарах. Появился певец, которого привел Сережа Маркин, его звали Володя Ковалёв, он был очень хороший певец с мощным баритоном, а-ля Ковердейл, но с некоторым ресторанным оттенком. Очень своеобразный персонаж, со своим видением и все начало уходить интуитивно не туда, стало какой-то эстрадой. В связи, с чем Маркин спросил, не знаю ли я человека, кто может это спеть (хотя бы демо) в роковой стилистике. Я показал эти наброски Артуру, ему понравилось, и было принято решение сделать студийную запись, это было летом, уже после «Автографа». Мы сделали записи нескольких оригинальных песен и кавер «Satisfaction» («Rolling Stones»), это было во Дворце молодежи, а потом мы сделали еще одну запись, 3 или 4 песен, уже в Зале Россия, там была небольшая студия. Дмитрий Серебряков играл на записях на барабанах. Некоторое время спустя мне позвонил Игорь Конюков, который был менеджером Володи Кузьмина, некоторое все до этого мы общались и я проиграл ему несколько песен из первой записи, которые ему понравились, и вот он предложил поехать в тур по Украине, Крыму с Кузьминым в качестве открывающей группы. Это было неожиданное предложение, поскольку все существовало в виде некоторого студийного демо-проекта. Я согласился, почему бы нет. До отъезда оставалось недели две, нужно было придумать название и создать какой-то сценический образ. В связи с чем спешно был рекрутирован брат Маркина, Павел, который играл на барабанах, играл плохо, но тем не менее с ним занимался Сережа и в результате был выучен получасовой блок из 5 или 6 песен, был взят второй гитарист, не помню как его звали, такой светленький рыженький паренек, в котором после первых нескольких концертов необходимость отпала, т.к. Артур играл на акустике, и все неожиданно прилично звучало в таком традиционном пауэр-рок трио. Это был такой очень интересный эксперимент, вся история продолжалась месяц под названием «Рококо», было несколько названий, но Конюков, который руководил коммерческой частью всей этой истории, сказал, что вот это хорошо. Так все это и вошло в историю. Потом было несколько московских концертов, но вторая половина лета была очень сумбурной, все разъехались, в том числе и Конюков, который впоследствии оказался в Праге и перестал заниматься музыкой. В свою очередь я послал эти записи в Лос-Анджелес, нашим друзьям и неожиданно получил такую достаточно хорошую вибрацию на всю эту историю с общим смыслом, что давайте приезжайте надо все на месте посмотреть, на расстоянии это делать сложно, т.к. требуется апгрейд текстовый, языковый, аранжировочный. Так мы оказались в Лос-Анджелесе, целью поездки был такой активный отдых, где все это приняло совершенно новые очертания, появился барабанщик и впоследствии, когда Артур уже не пел, местного разлива певец, потом другой певец. Это была уже наша с Маркиным группа «We». Конечно, задним числом есть понимание, что это был некоммерческий материал для международного релиза, но было интересно. А потом я получил приглашение играть в «Garden Of Joy» и мы расстались с Маркиным.

У вас с Сашей была студия в Америке, чем она занималась, как долго существовала и каковы были твои обязанности.

Студия называлась «Red Sunset», она была основана в 1991 году и Саша присоединился чуть позже, когда мой партнер по студии переехал в Нью-Йорк после землетрясения в Лос-Анжелесе. Поскольку это была первая студия в Лос-Анжелесе, в которой не только говорили по-русски, но и делали качественную работу вполне в соответствии с местными стандартами, нашими клиентами очень быстро оказались почти все артисты русскоязычной диаспоры, в т.ч. Шуфутинский, Успенская, Могилевский и др. Кроме этого мы занимались рекламными джинглами и, разумеется, записью местных артистов во всех жанрах. Параллельно Саша писал альбом Empty Arena, а я работал над материалом для своих проектов «We» и «Garden Of Joy». Много работали с известными американскими авторами, делая демо-записи их песен. Позже, в 1994 и 96 годах к нам приезжали на запись альбомов Андрей Мисин и Пресняков мл. Я в основном записывал, программировал, миксовал и продюсировал самую разную музыку, поэтому за 5 лет накопился огромный опыт студийной работы, очень пригодившийся впоследствии в Москве. Студия прекратила существование (под этим названием) летом 1997 г. в связи с предложением возглавить новый рекорд-лейбл и моим возвращением в Москву.

Ты вернулся в Россию в 1997? Почему? Америка не для нас?

Я получил предложение от Сашиного партнера по «АТ-Трейд» А. Курочкина заниматься новым рекорд-лейблом, но его условием был переезд в Москву. Мы обсуждали проект такой компании годом раньше, но тогда текущая работа не позволяла мне думать о Москве, но к 1997 г. у моего отца возникли серьёзные проблемы со здоровьем и, как-то вдруг, всё сошлось в одной точке, и я принял решение ехать. Кроме того, несмотря на прекрасный профессиональный опыт и большое количество новых друзей (в основном европейцев) я ни на секунду не чувствовал себя в Америке дома. Для меня это была очень интересная и познавательная длительная командировка, а дом был там, дома.

Очередной вехой стала «Крем-рекордз», как оно быть музыкальным продюсером?

Это был интересный и насыщенный период. Изначально идеей было создать небольшой прогрессивный лейбл и слиться с одним из мейджоров, что тогда было популярной практикой в пост-коммунистической Восточной Европе. Но финансовый кризис полностью изменил картину на рынке и, по Дарвиновской теории, убрал с рынка много случайных игроков. «Крем-рекордс» был вынужден сконцентрироваться только на самых перспективных проектах, все они через какое-то время стали успешными в своих нишах. Это были Данко, Дельфин и нью-металл группа «IFK», кумиры только появившегося тогда в России MTV. Впоследствии каталог разросся и мы работали с Женей Маргулисом, «Братьями Улыбайте», Инной Стил, Юлей Началовой, группой «Реверс» из Уфы и другими. В нашей студии побывали: Н. Носков, Блестящие, Агутин, каст «Нотр-Дама», Б. Моисеев, «Премьер-Министр», «На-На», всех и не упомнишь. Опыт студийной работы обогатился медийными контактами, работой с дистрибьюцией и вообще полным циклом жизни рекорд-лейбла. Между студией и офисом "пахал" по 14-16 часов, но и результаты были обнадёживающими. И Данко и Дельфин занимали лидирующие места в хит-парадах, «IFK» были далеко впереди всего, что в тот момент происходило в этом жанре в России и получили предложение от «Roadrunner» на запись альбома. К сожалению, распад группы по творческим и личностным разногласиям не позволил этим планам сбыться. Тогда же началась активная работа с иностранными авторами и продюсерами по российским проектам. Я прекратил своё сотрудничество с «Кремом» в 2002 г. по ряду причин, в основном по состоянию здоровья.

Чем ты занимаешься в настоящее время, кем работаешь?

С 2002 г. и по сей день занимаюсь в основном созданием и продюсированием музыки в студии. Работал как автор-продюсер с Д. Биланом, Валерией, Жасмин, Данко, Ла Камиллой («Army Of Lovers»), Анитой Цой, Авраамом Руссо, Анжеликой Агурбаш, Тимуром Родригесом и многими другими. Как продюсер работал с Пресняковым, Кристиной Орбакайте, Сашей Кутиковым, Шевченко, Лазаревым и т.д. Продолжаю активно музицировать, кроме известных мероприятий «Автографа» и студийных сессий, играю с моими выдающимися коллегами Машей Кац, Игорем Хомич, который сейчас в «Машине», Сашей Лев (продюсер Лепса) в группе «Balls Of Fire», являющейся одной из наиболее востребованных рок-н-ролльных групп в Москве. Сейчас готовим русскоязычный материал из наших "героических" проектов, что-то будет и из «Автографа». Работаю также над двумя авторскими проектами это - Kasha From Russia, рок-приключение с забавными мультяшными персонажами нашего времени, и MIRockestra. Работаю с западными партнерами по российским проектам - помогаю издателям найти артистов для реализации их песен, много работы по продакшену для русских артистов со шведскими, английскими, немецкими и сейчас норвежскими продюсерами. Еду в Норвегию, готовим очень интересную артистку из Восточной Европы на Евровидение и для релиза в Юго-Восточной Азии. В общем, скучать не приходиться, планов громадьё. Было бы здоровье!

Леонид, большое спасибо за столь подробные ответы.

Вопросы задавал: clegg

март, октябрь 2012 года
специально для www.avtograf.com.ru