Открой рот, скажи «А»

Еще и самом начале прошлой недели я твердо знал, что станет главной темой очередного телеобозрения. Заранее объявленный фестиваль «Программы «А» не мог не привлечь внимания любителей популярной музыки. Правда, впечатления от увиденного оказались несколько иными, чем я предполагал.

Дело тут вот в чем. «Программа «А» представляет зрителям самые разнообразные музыкальные стили. В ней соседствуют Валерий Леонтьев и Лори Андерсон, Крис Кельми и «Секс пистолз». Поэтому неудивительно, что такая же пестрая смесь была показана и в фестивальном выпуске: тут вам Алексей Глызин и киевская группа «ВВ» (мои персональные фавориты), «Мистер-Твистер» и Лариса Долина, которая стала замечательно выглядеть после того, как поняла, что по части внешности ей следует равняться на звезду американской эстрады Полу Абдул, и многие другие.

Но странная вещь. Если в обычных выпусках программы прекрасно уживается самая лакированная коммерция и наикрутейший авангард (возможно, потому, что подаются «блоками»), то в прямом эфире постоянное чередование имен и стилей дало эффект множества мелких осколков, из которых трудно было составить общую картину. Поэтому лично я бы предпочел не смотреть фестиваль по телевизору, а посетить площадку у Останкинского пруда, где правил бал А. Троицкий, отвечающий в «Программе «А» за рубрику «Авангард».

Тут было много старых знакомых: «Бригада С», «Аукцион», «Игры», «Неформальное объединение молодежи». С дебютом на ЦТ можно поздравить Петра Мамонова с его новым составом, якутскую команду «Чолбон» и в особенности — группу с пугающим названием «Атас». Насколько я понял из реплики ведущего, по поводу включения этого коллектива в состав выступающих были серьезные возражении. Дескать, музыканты недостаточно профессиональны. Согласен, на фоне «динозавров» нашей эстрады московские школьники выглядели не столь уверенно, но именно это и придало их выступлению особый шарм. Мы с энтузиазмом ищем корни отечественной рок-культуры, а корни-то — вот они. В школьной самодеятельности начинали многие патриархи советского рока.

Итак, несмотря на то, что с чисто музыкальной точки зрения фестиваль «Программы «А» оставил смешанные чувства, он стал весьма заметным событием по другой причине. Дело в том, что все выступления шли в прямом эфире. Случай, насколько и помню, уникальный, поскольку поп-музыке у нас на это дело хронически не везло.

В 1986 году в Лондоне и в Филадельфии одновременно проходили грандиозные концерты «Лайф эйд» в помощь странам Африки, пострадавшим от засухи. Прямая трансляция велась практически на весь мир. Была договоренность о том, что концерт увидят и советские телезрители. Однако вместо этого все выступления были записаны на пленку и впоследствии показаны в таком изуродованном виде, что могло сложиться впечатление, будто главным событием этой акции стало выступление «гордости» отечественного рока — группы «Автограф».

В том же Лондоне на стадионе «Уэмбли» в честь семидесятилетия лидера черного большинства Южной Африки Нельсона Манделы проводится грандиозный концерт. Прямая трансляция на весь мир. Кроме Советского Союза.

Апрель 1990 года. Нельсон Мандела на свободе. По случаю его визита в Великобританию организован еще одни концерт звезд рока, выступающих и поддержку борьбы народа ЮАР против апартеида. Даже в наших средствах массовой информации отмечается, что его увидят около миллиарда человек в 30 странах мира. Нас в этом миллиарде опять, как водится, нет.

В минувшие выходные в Берлине на месте печально известной стены проводится шоу, посвященное окончанию холодной войны — об этом мы узнали из программы «Время», а заодно увидели, как рушится гигантская стена из пенопластовых «кирпичей». Нетрудно догадаться, что и это действо видели во многих странах мира, кроме...

Могут возразить: вероятно, прямая трансляция концертов из-за рубежа чрезвычайно сложна по чисто техническим причинам. Но чем тогда объяснить, что, когда в прошлом году в Лужниках собрались звезды тяжелого рока на концерт против наркомании. именно советские телезрители увидели все последними? Или то, что недавний музыкальный фестиваль в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в Москве мы не увидели на экранах до сих нор, а в Париже его наблюдали в тот же день?

Впрочем, а понимаю, что задаю слишком много вопросов, которые к тому же могут показаться мелкими и незначительными по сравнению о самим главным — «Каким быть телевидению?» Именно так называлась дискуссия из рубрики «Диалог ведет Останкино», показанная в пятницу. Правда, и на этот вопрос ответа не прозвучало. Телешефы дружно пожаловались на скверную материальную базу вверенных им подразделений, после чего, естественно, порешили, что нужно что-то делать, что более так продолжаться не может и т. д. А главное — оперативно отреагировали на недавний Указ Президента СССР по проблемам телевидения. Так держать!

Б. КАРЛОВ

июль 1990
Комсомольская правда