Вот и пришло время, уважаемый читатель, поразмышлять над вашими письмами, в которых вы назвали любимые ансамбли и грампластинки, отдали свои голоса любимым исполнителям и композиторам. Надо сказать, что многие из вас с должной долей критики отнеслись к творчеству наших музыкантов, наглядно доказав, что сегодня читателей волнуют и идейно-художественная значимость звучащих в эфире или на грампластинках произведений, и проблемы развития молодежной музыки, и репертуар, и качество работы исполнителей на сцене...

ДА, слушателя сегодня очень непросто обмануть — в большинстве случаев он прекрасно научился отделять искусство от музыкального ширпотреба, конъюнктурщины. И все-таки, читая ваши отклики, невольно приходишь к выводу: нам явно не хватает информации о сложных явлениях в современной эстрадной музыке. В коренной перестройке нуждается и работа фирмы «Мелодия» (об этом, кстати, много говорилось и на закончившемся недавно VII съезде композиторов СССР), не удовлетворяющей потребность в лучших музыкальных произведениях, тиражирующей шлягеры-однодневки и выпускающей лицензионные пластинки зарубежных исполнителей, которые за редким исключением очень далеки от воспитания хорошего музыкального вкуса молодежи.

Конечно, сейчас, глядя на результаты опроса, можно сделать много выводов — на наш взгляд, даже из простой суммы субъективных взглядов каждого отдельного письма-отклика сложилась довольно объективная картина положения дел в отечественной популярной музыке в целом. Результаты, конечно, могут вызвать неоднозначную оценку со стороны наших читателей, но помните: предлагаемые вашему вниманию «пятерки» — плод вашей же коллективной оценки творчества наших музыкантов.

ПЕСНИ
«Робинзон» (Ю. Чернавский — Л. Дербенев) — А. Пугачева,
«Белая дверь» (Ю. Чернавский — Л. Дербенев) — А. Пугачева,
«Паромщик» (И. Николаев — Ц. Зиновьев) — А. Пугачева,
«Голос» (В. Кузьмин — Т. Артемьева) — В. Кузьмин,
«Комарово» (И. Николаев — М. Танич) — И. Скляр.

НЕСМОТРЯ на огромное количество новых песен, появившихся в прошлом году, читателями было названо всего 29. А где же остальные? Может быть, среди них не нашлось ни одной, заслуживающей внимания? Давайте будем откровенны — ведь в «пятерке» не самые лучшие песни из тех, которые были предложены нашему вниманию за весь 1985 год. Простенький мотивчик с текстом, еще куда более простым, ритмичные композиции с элементарными повторами вызывают горячее одобрение слушателей. И где-то в стороне остаются песни, которые отличаются своей мелодичностью, оригинальной аранжировкой, композиции с богатым наследием народной музыки, но звучащие свежо и современно. В лидерах — песни молодых авторов, которые во что бы то ни стало добиваются мимолетной популярности, согласитесь, пройдет еще два-три месяца, и все названные читателями песни забудутся, а лучшие композиции Давида Тухманова, Раймонда Паулса, Александры Пахмутовой, Юрия Саульского и многих других мы еще многие годы будем вспоминать, петь эти песни и с удовольствием слушать. Конечно, шлягеры-однодневки всегда были и будут. Но стоит ли отдавать им безоговорочное предпочтение? Предлагаем нашим читателям задуматься над этим...

ГРАМПЛАСТИНКИ
«Ступени» (Д. Тухманов, А. Барыкин) — группа А. Барыкина,
«Стадион» (А. Градский) — Александр Градский,
«Диалог» (Р. Паулс) — В. Леонтьев,
«Трофей» (ансамбль «Радар») — ансамбль «Радар»,
«Поверь в мечту» (Ю. Антонов) — Ю. Антонов.

С ГРАМПЛАСТИНКАМИ ситуация получилась еще более печальной —- всего 17 наименований грампластинок назвали в своих откликах читатели. Причем следует отметить, что примерно 90 процентов голосовали за альбом «Ступени» — один из немногих экспериментов фирмы «Мелодия» в области популярной музыки. Поэтому удивляться выбору слушателей не приходится. Немаловажную роль сыграло и катастрофическое запаздывание появления музыки на пластинках. За время, проходящее с момента записи до выхода альбома в свет, песни уже, как правило, успевают появиться на магнитофонах меломанов. А любая качественно сделанная запись на магнитофоне — это минус потенциальный покупатель диска...

КОМПОЗИТОРЫ
Раймонд Паулс,
Юрий Чернавский,
Давид Тухманов,
Владимир Кузьмин,
Игорь Николаев.

КОМПОЗИТОРОВ, так же, как и вокалистов, читатели назвали много. Что же — так оно и должно было случиться. В качестве примера можно привести многие отклики, в которых сторонники «классической» эстрады отстаивают свою точку зрения, И уж если говорить о профессионализме названных авторов, то не вызывает никакого сомнения, что Паулс или Тухманов сегодня — лидеры в жанре молодежной музыки. Чернавский много экспериментирует, ищет новый подход к музыкальной фактуре, активно сотрудничает с кинематографом, мультипликацией, работает над созданием музыки к эстрадным представлениям, пишет песни для Аллы Пугачевой, поэтому, естественно, имеет своего слушателя. Владимир Кузьмин набирает творческий темп не по дням, а по часам. Все более серьезным становится его подход к песне, он всегда находится в поиске новых выразительных форм. Игорю Николаеву в прошлом году, можно сказать, «не повезло». Он только начинал проявляться как интересный автор. А вот в этом году уже прочно зарекомендовал себя как разноплановый композитор, который удачно сочетает и народный фольклор, и новинки музыкальных стилей сегодняшнего дня. В этом, как нам кажется, и заключается более половины его успеха.

ПОЭТЫ-ПЕСЕННИКИ
Леонид Дербенев,
Николай Зиновьев,
Илья Резник,
Владимир Кузьмин,
Маргарита Пушкина.

У КАЖДОГО из этих поэтов-песенников (именно так, а не просто поэтов) свое видение окружающего мира, свой подход к слогу и рифме. Каждый из авторов имеет, как правило, и «своего» композитора — сотрудничество именно с ним в большинстве случаев приводит к появлению наиболее удачных работ. Единственное исключение — Владимир Кузьмин — автор и исполнитель. За каждым его текстом стоит и своя музыка. Отделить одно от другого практически невозможно, хотя Кузьмин пишет иногда и «чистые» тексты (например, для Антонова). Кстати, в «десятке» названы имена и других авторов, прежде всего Игоря Шаферана, который в последнее время активно помогает молодым авторам. Не остались без внимания и поэтические эксперименты Аллы Пугачевой, оригинальные тексты Андрея Макаревича и Павла Жагуна. Но все же есть еще множество претензий к песенной поэзии. Поверхностность, неаккуратное, подчас просто непрофессиональное отношение к слову, к языку, мелкотемье, или, напротив, ложный пафос — поле для самосовершенствования, как говорится, неограниченное...

СОЛИСТЫ
Валерий Леонтьев,
Владимир Кузьмин,
Александр Барыкин,
Андрей Макаревич,
Артур Михеев.

ЛИДЕРСТВО Леонтьева неоспоримо, и во многом это определяется его репертуаром, артистическими возможностями, тембровой окраской голоса, нравящейся прежде всего женской половине слушателей. Успех Кузьмина, Барыкина и Макаревича можно объяснить несколько иначе — в этих исполнителях больше ценят личностное начало, индивидуальность манеры петь и держаться на сцене. Нельзя отрицать и вокальные данные каждого из них (за исключением, пожалуй, только Макаревича). Вокалист «Автографа» Артур Михеев очень силен как певец, но его голос, явно не ложащийся на музыку группы, пожалуй, играет в общем впечатлении от «Автографа» отрицательную роль, и это справедливо отмечают в своих откликах многие наши читатели.

СОЛИСТКИ
Алла Пугачева,
Катя Семенова,
Анне Вески,
София Ротару,
Марью Ляник.

ОБЫЧНО задолго до начала очередного чемпионата страны по хоккею любой болельщик вам практически безошибочно назовет лидера — команду ЦСКА. Положение с певицами на советской эстраде напоминает такую же ситуацию — заранее можно предположить лидерство Пугачевой — это ни у кого не вызовет сомнения. И действительно, более чем в 95 процентах писем-откликов называлось только это имя. Попрежнему печальным остается тот факт, что достойных конкурентов у Пугачевой сегодня нет. Катя Семенова во многом вторична, Софии Ротару до сих пор не хватает разнообразия, динамичности репертуара, представительницы Прибалтики — Ляник и Вески завоевывают признание зрителей номерами сугубо развлекательного плана. В каждом письме звучит тревога: вот уже 10 лет на нашей эстраде никак не появится яркая, разноплановая, молодая и талантливая исполнительница... Каждый год мы ждем такую певицу, но ее попрежнему нет. Хотя подождите, а может, взглянем на снимок вверху и вспомним еще одно имя...

АНСАМБЛИ
«Автограф»,
«Машина времени»,
«Земляне»,
«Форум»,
группа Владимира Кузьмина.

АНСАМБЛИ — тема, о которой в нашей печати говорится сегодня, наверное, больше всего. Сотни коллективов гастролируют по стране, десятки выступают на концертах в столице, записи групп можно найти практически у каждого меломана. Вот уж, казалось бы, есть из чего выбирать. Но читатели смогли назвать среди любимцев всего лишь 26 ансамблей, и этот факт наводит на самые грустные размышления. Намного более критичным стал подход зрителей к репертуару групп, к сценическому оформлению выступлений, к аранжировкам, звучанию. Даже дилетанта теперь уже не так-то просто чем-то поразить. Сейчас можно услышать мнение, что на эстраде и в эфире слишком уж много развелось ансамблей. Так ли это? А если так, то каков профессиональный уровень этих «многих»? Ведь в лидерах конкурса попрежнему те, кто уже не первый год любим молодыми слушателями. За исключением, пожалуй, ленинградского «Форума», взлетевшего почти на вершину буквально за год работы. Сотрудничество с профессиональным композитором Александром Морозовым принесло группе заслуженный успех. К сожалению, больше нет на нашей сцене группы Владимира Кузьмина — бесспорно талантливый музыкант перешел в марте в группу «Рецитал», и теперь нам остается ждать, как он проявит себя в новом амплуа.

ДЖАЗОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
«Арсенал»,
«Квадро»,
«Радар»,
трио Ганелина,
«Рондо».

РЕЗУЛЬТАТЫ опроса наглядно показывают, что с джазовой музыкой наши читатели практически не знакомы, а если и знают ее, то преимущественно облегченные ее формы. Во многих письмах-откли­ках вообще отсутствовала эта графа. Так что «Звуковой дорожке» есть над чем задуматься. Это же относится и к читателям — не надо забывать, что на джазе воспитаны многие рок-музыканты...

АРАНЖИРОВКА
Юрий Чернавский — музыка к кинофильму «Сезон чудес»;
аранжировка композиции Г. Свиридова «Время, вперед!» в исполнении группы «Автограф»;
«Голос»— Владимир Кузьмин;
альбом «Своими руками» — ансамбль «Арсенал»;
«Турецкий марш» Моцарта — ансамбль «Рондо».

В каждом втором письме читатели задавали вопрос — а что же такое аранжировка? Хотя мы неоднократно обращались к этому вопросу, думается, будет не лишним рассказать об этом еще раз, что мы и сделаем в одном из ближайших выпусков «ЗД».

ГИТАРИСТЫ:
Валерий Гаина («Круиз»), Александр Ситковецкий («Автограф»), Владимир Кузьмин, Виктор Зинчук («Эхо»), Александр Барыкин.

БАС-ГИТАРИСТЫ:
Анатолий Куликов («Квадро»), Сергей Рыжов, Леонид Гуткин («Автограф»), Пауль Кикерпуу («Радар»), Валентин Лёзов («Рок-Ателье»).

КЛАВИШНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:
Леонид Макаревич («Автограф»), Вячеслав Горский («Квадро»), Рейн Раннап, Ким Брейтбург («Диалог»), Александр Буйнов («Веселые ребята»).

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:
Гуннар Грапс, Паап Кылар («Радар»), Виктор Михалин («Автограф»), Юрий Китаев, Сергей Ефимов («Круиз»).

МУЛЬТИИНСТРУМЕНТАЛИСТЫ:
Владимир Кузьмин, Юрий Чернавский, Гуннар Грапс, Сергей Рыженко, Владимир Чекасин.

КАК и в предыдущих опросах субъективным фактором оценки несомненно являлись не столько мастерство инструменталиста, сколько популярность ансамбля, в котором он играет, чисто визуальный сценический образ, разноплановость артиста. Бесспорными лидерами стали музыканты «Автографа», и не вызывают споров достижения эстонских музыкантов. Кстати, наверное, было бы очень интересно однажды собрать участников каждой «пятерки» в группу и сыграть вместе — получились бы очень сильные инструментальные составы, способные дать большую фору любому зарубежному коллективу. Если вспомнить, именно так был организован венгерский ансамбль «Локомотив ГТ», собравший лучших музыкантов республики по результатам годового опроса. Может, стоит попробовать?..

ЧТО Ж, нам остается только поблагодарить всех читателей, откликнувшихся на просьбу оценить сегодняшнее положение в советской популярной музыке и пожелать всем быть еще более активными в этом году!

Результаты конкурса «Самые, самые, самые» за 1985 год
прокомментировал ведущий «ЗД»
Дмитрий ШАВЫРИН

1986 г.
Газета "Московский комсомолец"