Крис Кельми и «Рок-ателье». «Открой свой Сезам»

C60 28741005
Крис Кельми и «Рок-ателье». «Открой свой Сезам»
Редактор Н. Кацман. Звукорежиссер А. Штильман.

Что бы там ни говорили, а Крис Кельми умеет петь! Более того, маэстро (как-никак настоящая пластинка - третья его работа в грамзаписи, до этого полу- и совсем подпольный этап, как у всех "старых волков" - рок-музыкантов его поколения) позволяет даже сравнить (ибо сказано: познай все в сравнении) собственное пение - с пением юного дарования (премия "Юрмалы-88") нового солиста ансамбля Валерия Каримова. Руководитель "Рок-ателье" поет на первой стороне пластинки, Каримов - на второй. Состав группы в общем уже известен, как и некоторые песни (в том числе - заглавная "Открой Свой Сезам"): Александр Ярош (гитара), Сергей Кокорин (клавишные), Валерий Липец (бас-гитара), Вячеслав Захаров (ударные).

И что же делает сегодня Крис Кельми? Вообще-то отчасти ответ - в песне "Старый Волк" (мы ее уже вспоминали): конечно, старые волки нашего (да и мирового) рок-н-ролла притомились - наши, впрочем, по совсем другой причине: хоть и веселые, но все же трудные годы подполья, потом профессиональная, но - далеко не всегда (по вине нашего же культурно-идеологического истеблишмента) - творческая деятельность в качестве ВИА, театральных оркестров и так далее.

И все же, разве из-за усталости убеленный уже сединами Чарли Уоттс (барабанщик "Роллинг Стоунз") время от времени собирает сборную команду из лучших британских джазменов и выступает с ними по обе стороны Атлантики с сугубо джазовым репертуаром? А по какой причине Ван Моррисон - ровесник Уоттса - обращается к старым негритянским духовным гимнам? А Фил Коллинз, наверное, ведь не только ради заработка сочиняет, играет и поет поп-музыку?

Наверное, рок в целом вновь проходит стадию популярной - поп-музыки, и это, вообще говоря нормально, хотя из окон Рок-лаборатории, наверное, все видится по-другому. Каждому свое. Плюрализм. Кстати, в эпоху гласности фельетоны под электрический аккомпанемент звучат уже как-то не так, а именно: как газетные фельетоны, а не как рок. С другой стороны, иногда хочется перевести дыхание даже авторам самых серьезных симфоний - только они делают это тайком от своей аудитории, оставляя собственные увлечения футболом, детективами и джазами будущим биографам, а у рокера - все на виду. Крис Кельми решил передохнуть. Отдохнуть. Давайте и мы присоединимся к нему.

Как-то я сравнил его со Стингом, сегодня приходят в голову такие мастера рок-эстрады с абсолютно безупречным "роковым" прошлым, как Стиви Уинвуд и Роберт Палмер, и все направление, которое именует себя "нью-джазом". Нового там не так уж много - разве аудитория не та, что была у джаза ранее. А вы, да-да, вы, кто уже купил пластинку "Открой Свой Сезам" и кому понравилась песня "Она Разжигает Огонь", разве когда-нибудь обратили бы внимание на что-нибудь джазовое, не будь здесь Криса Кельми? И задумывались ли, когда по телевидению демонстрировали клип "Открой Свой Сезам", над тем, как делаются саксофоновые соло и почему в джазе они (вроде как бы) скучны, а у Криса Кельми - нет? Нет-нет, Крис Кельми - человек не джазовый, это - я из того поколения, но - несмотря на - хм - разницу в возрасте, не без удовольствия слушаю и отточенную гитарную линию в предпоследней песне - "Мария" (хотя, может быть и не все мне понятно в тексте, но это - мои проблемы: Карэну Кавалерьяну я доверяю). И в заключение: не утверждаю, что "Открой Свой Сезам" пластинка "на все времена" в профессиональном отношении, но в ее "шике" (с ноткой юношеского задора у Валерия Каримова) есть то, что делает этот диск музыкой сегодняшнего дня. Не вчерашнего, не завтрашнего, а именно - сегодняшнего. И разве этого мало?

Д. Ухов

Мелодия, №4 (45), 1990