Хит-парад и тиражи пластинок

Сегодня парады популярности появились почти во всех молодежных газетах, не только Москвы и Ленинграда, но и во многих республиканских периодических изданиях. С 1987 года опрос любителей стало проводить ТАСС. Результаты их были различны, а порой и прямо противоположны. Но противоречия в этом не было. Насыщенность музыкальной продукцией разных регионов страны неодинакова, поп-рынок гораздо обильнее в столичных городах, чем на периферии, да и музыкальная критика, формирующая пристрастия публики, зачастую разнонаправлена. Навряд ли хоть один хит-парад можно признать до конца объективным: субъективные факторы играют в них существенную роль. Даже в опросы, проводимые ТАСС, большую корректировку вносит количество и разнообразие выпускаемой «Мелодией» продукции. Пластинки долгожданной серии «На концертах Владимира Высоцкого» удержали первые места весь прошлый год. Если бы они были выпущены раньше, то не составили бы «конкуренции» молодым исполнителям, новым коллективам. Более логичным выглядит опрос в рамках одного жанра или хотя бы близких по жанру музыкальных произведений, например рок- и поп-музыки, между которыми часто трудно провести грань. За последние два-три года выпущено большое количество пластинок советских групп, как начинающих свою деятельность, так и коллективов со стажем. Причем продолжительный концертный опыт не всегда является главным признаком, определяющим общий тираж той или иной пластинки. Если первоначальный тираж записи какого-нибудь апробированного коллектива может быть и выше среднего, то все повторные тиражи - а их столько, сколько поступает заявок из всех торгующих грампластинками организаций, - зависит только от одного: популярности музыкантов. Количество проданных дисков - это тоже своеобразный парад популярности, в котором элемент случайности сведен к минимуму. Тираж любой пластинки всегда можно довести до уровня полного удовлетворения спроса. Попробуем сопоставить количество проданных за три года - с середины 1985 до середины 1988 года - пластинок различных коллективов и музыкантов, определив популярность без скидок на неполноту охвата или доступность тех или иных произведений.

По количеству наименований выпущенных альбомов первое место занимает руководитель Московского рок-клуба, член СК СССР Александр Градский. У него вышло за это время около десяти пластинок: восемь вокальных сюит, опера «Стадион», балет по мотивам «Книги Джунглей» Р. Киплинга. Только тираж оперы, разошедшийся в 1985-1986 годах, достиг внушительной цифры - 378.764. Каждая последующая пластинка пользовалась уже меньшим спросом, чем предыдущая. «Звезда полей», например, собрала заявки только на 124.320, затем тиражи пластинок Градского установились в пределах десятков тысяч: «Утопия А. Г.» - 20.660, «Размышления шута» - 33.310 и т. д. Вообще закономерность снижения спроса от первой ко всем последующим пластинкам прослеживается у всех без исключения групп и всех исполнителей. Вероятно, это необходимо учитывать самим музыкантам при определении минимальных промежутков времени между выпусками очередных альбомов. Если в продаже находятся одновременно две пластинки одной и той же группы, то вместе они, как правило, набирают тот же тираж, что и одна пластинка, хотя, казалось бы, те, кто приобрел одну пластинку, приобретут и все последующие.

Абсолютным лидером в рассматриваемый период стал первый диск «Машины времени» «В добрый час». В течение почти двух лет - с конца 1986 до середины 1988 года - было отпечатано 2.418.830 штук. Такой успех понятен. Группа существует с 1969 года, но только спустя семнадцать лет слушателям удалось приобрести первую пластинку. И хотя по своим художественным достоинствам она уступает другим альбомам «Машины времени», именно первый диск оказался самым популярным среди всех пластинок. Двойной альбом «Реки и мосты», появившийся в начале 1987 года, и пластинка «Десять лет спустя» (конец 1987) только вместе дотянули до двух миллионов. В среднем каждая из них нашла по миллиону покупателей. Общий тираж дисков одной из самых старых советских рок-групп превысил четыре миллиона. Это рекордный результат.

Рядом с первым диском «Машины времени» неожиданно оказалась пластинка группы «Форум». С середины 1987 до середины 1988 года было продано 2.005.730 штук. Возможно, в этом случае большую роль сыграло радио и телевидение. Клип с песней «Белая ночь» в исполнении В. Салтыкова не раз появлялся на всесоюзном экране, включался в программу «Утренняя почта», песня звучала по радио. И хотя у бывшего вокально-инструментального ансамбля под руководством А. Морозова не было такой популярности, как у «Машины времени», тем не менее именно пластинка «Белая ночь» стала конкурентом дебютной записи группы А. Макаревича.

Десятки советских рок-групп по популярности у покупателей можно разделить на три категории. В первую попадут те, тиражи которых превысили миллион штук, во вторую - те, что находятся в пределах сотен тысяч, и последняя - меньше ста тысяч.

Лидером в первой группе стала пластинка «Переступи порог» коллектива «Черный кофе». «Металлическая» группа, пластинка которой тиражировалась с конца 1987 до середины 1988 года, стала самой популярной очевидно из-за дискуссий, острой полемики, развернувшейся вокруг хэви-метал на страницах различных газет и журналов. Тираж в 1.394.970 был достигнут на пике интереса к новому для нас стилю. И, возможно, благодаря коммерческой направленности группы Д. Варшавского и их художественного вдохновителя О. Мелик-Пашаева пластинка «Переступи порог» обошла появившийся чуть раньше (в середине 1987 года) диск «Круиз-1» (в нашем списке он на шестом месте, тираж - 1.050.080), хотя по мастерству, технике игры, особенно гитариста В. Гаины, «Круиз» сильнее «Черный кофе».

Первая пластинка с песнями Б. Гребенщикова появилась в начале 1987 года, а заявки на нее продолжали поступать в течение еще полутора лет. Тираж её составил 1.358.200. Вышедшая в конце того же года пластинка с музыкой из фильма «Асса», большую часть которой также составляли песни «Аквариума», альбом «Радио Африка» (с начала 1988) и «Равноденствие» (середина 1988) не достигли тиража первой пластинки. Но на них ещё продолжают поступать заявки, и пока ещё рано выводить окончательную цифру. Уже сейчас ясно, что «Аквариум» ещё долгое время будет удерживать первые места по продаже пластинок, о чем можно судить и по количеству разошедшихся миньонов - два из них составлены из песен, вошедших в альбом «Радио Африка», и один самостоятельный, «Жажда». Плохо продающиеся миньоны были раскуплены десятками тысяч. Общий тираж записей песен Б. Гребенщикова превысил «Черный кофе», но каждая в отдельности, даже самая первая, не дотянула до «Переступи порог».

Ещё одна группа, давно выступающая на концертных площадках, оказалась в лидерах. Это - «Диалог», чья пластинка «Просто», появившаяся в конце 1985 года, разошлась миллионным тиражом (1.329.680). Следующая пластинка этой группы - «Ночной дождь» - не дотянула до миллиона (994.290). Немаловажно, что «Просто» вышла ещё до первых дисков «Машины времени» и «Аквариума» и представляла советский рок без его самых популярных коллективов, что, конечно, не могло не сказаться на тираже.

В конце первой группы пластинок находится и Бит-квартет «Секрет» (1.279.540). Этот ленинградский коллектив, делающий ставку на яркое костюмированное шоу, не мог не попасть в число самых популярных, так как у него немного конкурентов. Кроме того, реклама на телевидении (Максим Леонидов ведет популярную музыкальную передачу «Кружатся диски»), участие в видеофильме «Как стать звездой» обеспечили им успех у публики.

Из пластинок, чей тираж перевалил за миллион, следует назвать и «Панораму-86», которая представляла в грамзаписи один из первых всесоюзных рок-форумов. Не трудно заметить, что в высшую «миллионную» группу попали только первые пластинки коллективов, открывавших слушателям новые стили или направления. Новизна, необычность, снятие запретов сыграли здесь существенную роль. Художественные критерии, музыкальные достоинства были далеко не самым главным фактором: супертиражи - привилегия сенсаций и открытий.

В среднюю группу - тиражи в сотни тысяч - попали многие вторые и третьи пластинки коллективов из высшей группы, а также те, что начали выходить со второго квартала 1988 года. Это, прежде всего, записи музыкантов Ленинградского рок-клуба - «Странные игры», «Алисам, «Кино», «Зоопарк», «Телевизор». С большой долей вероятности можно утверждать, что уже к концу 1988 года картина будет совершенно иной. Многие из этих групп по тиражам пластинок догонят (а может быть, и превзойдут) коллективы из первой группы.

Среди пластинок, чьи тиражи уже разошлись, в этом списке на первом месте стоит «Автограф» (за два года продано 986.480 штук), на последнем - «Мы желаем счастья вам» группы С. Намина (за тот же промежуток времени разошлось 183.270 двойных альбомов). Обе группы давно сложившиеся, отстоявшиеся, со своими характерными приемами игры, своими слушателями. Вообще для коллективов средней группы характерны стабильность, четкая ориентация на определенные эстетические запросы публики. В этом смысле иерархическая лесенка популярности групп, следующих за «Автографом» - «Браво», «Земляне», «Рондо», «Пикник», «Август», «Мозаика», «Рок-ателье», «Аттракцион», - наглядна. Коллективы, очень разные по своим творческим устремлениям, каждый из которых имеет собственное лицо, оказались сопоставимы по отношению к ним слушателей. И хотя количество проданных пластинок не может служить показателем мастерства или профессионализма, оно свидетельствует о точности попадания, перспективах дальнейшего продвижения по избранному пути.

В третью категорию по тиражам выпущенных пластинок - в пределах десятков тысяч - попали коллективы, чья музыка ориентирована на любителей и знатоков жанра. Прежде всего, это группы и ансамбли из Прибалтики. Эстонская группа набрала чуть больше ста тысяч (107.890), но логически она примыкает к таким коллективам, как «Рок-отель» с И. Линна (68980), а также группам из Латвии, вошедшим в сборник «Микрофон-86» (66160). Пластинка «Мой мир» рижской группы «Эолика», запись литовской группы «Антис», сборник «Эстонские популярные ансамбли. Седьмой выпуск», а также «Ливы», «Руя» - это все оригинальные коллективы, к сожалению, недостаточно известные союзному слушателю. Странно, но даже в московских магазинах эти пластинки встретишь не часто, хотя некоторые музыканты из Прибалтики могли бы поспорить с самыми популярными столичными группами. В эту же категорию попали пластинки Синтез-группы И. Гранова и дуэта электронной музыки «Новая коллекция». Но тираж ещё не окончательный, так что возможны и изменения.

Как любой хит-парад, этот список популярности отражает лишь состояние на данный момент. Это - временной срез. У многих групп есть шанс завоевать большую популярность, особенно у молодых, чей творческий потенциал далеко еще не исчерпан.

Ст. ЗИНЮК

январь-март 1989
Мелодия, №1 (38)