Артур Беркут: мини-альбом "Каждому Своё". Рецензия-2

"…«Общечеловеческим» дуплетом выстрелил и Артур Беркут. На его дебютном «Право Дано» и повторном внеплановом «выстреле» «Каждому Своё» речь идёт о любви, жизненном выборе, родном крае, ностальгии по Родине, о высокой мечте и боязни её осуществить… Не хочу подробно описывать каждую песню нового макси-сингла. Зачем? Включайте и наслаждайтесь красивыми мелодиями, сочным вокалом, чувствами, бьющими через край; посмейтесь над неугомонным «Пиратом», оцените мастерский почерк Андрея Смирнова, по-своему зариффовавшего мелодии Артура и разукрасившего их добротной, но ненавязчивой электроникой, потрясите головой в такт убедительным барабанам Олега Ховрина…"

Вот что я писал в «рецензии» на мини-альбом «Каждому Своё», где подробно остановился на предыстории данного релиза. Мне, честное слово, не хотелось обозревать его музыкально-поэтические достоинства и возможные недостатки просто потому, что альбом меня элементарно «не отпускал» - я три вечера подряд без передыху крутил этот релиз, заботливо выложенный на официальном сайте «Артура Беркута» и кайфовал! Но вот, пожалуй, день на 5-й я, наконец, сбил затянувшуюся оскомину и начинаю вслушиваться в нюансы, коими данный мини-диск изобилует. И никуда мне также не уйти от сравнения этой пластинки с её предшественницей – еще более внеплановым релизом «Право Дано», ознаменовавшим рождение проекта «Артур Беркут».

Ну что ж, поехали! Данный релиз подтвердил одно из моих ранних предположений о том, что с распадом первого состава группы, релизы проекта обречены каждый раз звучать по-новому. Так и случилось – аранжировки Андрея Смирнова отличаются от аранжировок Алексея Страйка. Если у Страйка они вышли более близкими к канонам хард-н-хеви (особенно в боевиках), то у Смирнова не последнее место в саунде занимает электроника. Вышло очень красиво! Особенно мне понравилась в этом плане заглавная песня и еще более особенно – «Цыганка», где Андрею на пару с Олегом Ховриным удалось очень красиво и правдоподобно передать цыганский антураж, а именно степь, с её завывающими ветрами. Может статься, что сами музыканты пожмут плечами, прочитав такой пассаж, мол, вовсе не это мы имели в виду, но именно это я и услышал))). В плане аранжировок, пожалуй, в заочном соревновании Страйк-Смирнов, я отдам предпочтение последнему.

По части вокала никаких вопросов и даже полувопросов нет. Артур снова на высоте! Красивый голос, как ни крути. Мощный, зрелый! В той же «Цыганке», еще когда она существовала лишь в акустической бутлежной версии с Киева, я отметил, что Артур с каждой новой фразой «лишь навсегдааааааа» добавляет в голосе мощи и пронзительности, а теперь в студийном электрическом исполнении, когда появилась возможность на вокал Артура накладывать его-же бэк-вокал, эта фраза просто душу раздирает! И в «Каждому Своё» жуть как красиво он припев поёт – ноты просто переливаются как грани бриллианта на солнце. На вокальном поприще ничья – Артур в обоих релизах одинаково хорош.

Вновь блеснул Беркут и мелодизмом – это вообще его фирменная черта, равно как и тексты Анатолия Жукова, по-прежнему берущие за живое. Если на «Право Дано» немного неформатной оказалась заглавная песня, то на «Каждому Своё» таковой стала авторская вещь Анатолия, сочиненная не просто так и даже не по поводу, а в полной мере являющаяся для него, Анатолия, автобиографической. Мы с ним еще ранее в его конференции сошлись на том, что песня «Берёзы» неформатная, но диск она никак собой не портит. Я не знаю, как оценивает Анатолий то, смог ли Артур передать боль и драматизм, заложенный в этом произведении, но я Артуру поверил – он её очень и очень проникновенно исполнил. Вновь, как и в 2011-м, на альбом попадает песня «для контраста» (в первый раз это были «7 Морей») и вновь очень кстати – альбом в конце концов тоже получается «контрастным», где при небольшом количестве песен их диапазон варьируется от серьёзнейших «Берёз» до шуточного «Пирата». В общем, на мелодически-поэтическом фронте также паритет.

А теперь давайте остановимся на сюрпризах мини-альбома «Каждому Своё». Главным и, пожалуй, единственным большим сюрпризом для меня оказалось отсутствие на релизе классических гитарных соляков! Полное их отсутствие, отсутствие оных как класса! Вот этим музыкальные решения второй половины дебютного дуплета Артура в корне отличаются от первой его половины. Вспомните «Право Дано» – какие красивые и убедительные соло насочинял Алексей Страйк в «Без Правил» и, особенно, в «Орле»! На мой взгляд, соло в этой балладе является вообще одним из лучших в отечественном тяжеляке последних 10-15 лет и стоит в одном ряду с такой классикой как работа Леонида Фомина в «Крестах» или же Сергея Терентьева в «Потерянном Рае»…

Андрей Смирнов - гитарист от Бога! Вспомните его недавнюю сольную работу “Adrenaline”- полным-полно в альбоме и красивых гитарных вступлений, и переходов, и соляков! А насколько выразительное соло в медленных «Листьях»!.. Очевидно, не по его воле классических гитарных соло, когда вокалист умолкает, и на передний план выходит гитара, нет. Песни на альбоме решены в ином ключе – тут есть красивые гитарные вступления, есть искрометные переходы и есть короткие соло между запевом и припевом, продолжающие звучать бэком уже в самом припеве.

Что даёт именно такое решение? Форматность, друзья. Песни становятся стремительней и, попросту говоря, короче и потому пригоднее для радиоэфиров. Сравните, например, «Цыганку» (4 минуты 18 секунд) с такими шедеврами как «Осколок Льда» (Ария – 5.25), «Кресты» (Мастер - 5.34), «Я Здесь» (Кипелов – 5.38), «Потерянный Рай» (Ария – Кипелов – Артерия – 5.53). В нынешних реалиях у «Цыганки» куда, пожалуй, больше шансов попасть на радио чем у этой классики тяжелого медляка.

В таком ключе решены абсолютно все песни на мини-альбоме. Это весьма оригинально – заглавная песня и «Пират» проносятся на одном дыхании, а в песне «Берёзы», по правде говоря, не до соляков, она не об этом. Отмечаю, что в вышеуказанных трёх песнях такое решение оригинально и оправдано. А как быть с Цыганкой?

В прочем, почему «быть»? Уже дискуссии неуместны и песня решена так, как решена – без соло. И, по-моему, от этого она проиграла…

В Киеве Артур исполнял Цыганку в акустике – ролик, который мне повезло отснять, стал весьма популярен – его поперетаскивали себе на стены многие фаны, из него извлекли аудиоряд и снова позабирали себе в аудиозаписи. Исполнял её Артур классно! И интересно, что длилась она 4.35 –дольше чем на «Каждому Своё». Парадокс, друзья! Где это видано, чтобы официальная электрическая студийная версия песни была короче своей акустической сестры (4.18)? Я бываю и на электрических и на акустических концертах «Артура Беркута» и скажу Вам, что акустический сет обычно песен на 5 длиннее электрического, потому что акустические песни короче, и их в сет больше помещается. А с «Цыганкой» всё наоборот – в акустике после бриджа («Небом укрыться, степь расстелить…») Артур исполняет 25-и секундный проигрыш. В электрической версии на его месте подразумевается соляк. Подразумевается но не звучит. Песня решена в ином ключе.

Приведённые выше примеры тяжелых медляков групп арийской семейки, несмотря на свою хронометражную неформатность всё-таки стали шедеврами жанра, ибо ко всем прочим составляющим в них есть выразительные классические гитарные соло! Вспомните, если забыли, мега-хит «Я Свободен» - он вошел в десятку лучших песен (всех жанров) своего десятилетия, несмотря на запредельную для хита продолжительность (7.17). Суждено ли было ему сыграть такую эпохальную роль в судьбе группы Кипелов и в развитии всего тяжёлого жанра без красивейшего мега-соло Сергея Маврина? Риторический вопрос!

Тем более удивительно, ведь Артур умеет совмещать компактность и «комплектность» песен – тому примеры и «Семь Морей» (4.38) и даже «Орёл» (4.55), в котором, как я уже отмечал, звучит одно из самых сильных соло последних нескольких лет. В «Цыганке» место на соло оставалось, и в распоряжении был целый Андрей Смирнов, а в результате мы имеем просто очень хорошую песню там, где могли бы иметь шедевр. По крайней мере, акустическая Цыганка заявкой на шедевр являлась.

Ну и производным от «бессольного» решения песен стал некий дисбаланс в сторону вокала. Упрощенно говоря – слов за короткий промежуток времени пропевается достаточно много (тексты Анатолия Жукова как всегда насыщены), а чистому инструменталу в виде вступлений, переходов и соляков, коих вообще нет, драгоценных секунд достаётся достаточно мало. На «Право Дано» Артуру и Алексею удалось добиться баланса между вокалом и инструменталом, насколько я могу судить. На «Каждому Своё» я наблюдаю некоторое преобладание вокала над инструменталом, но я бы не стал относить это к недостаткам (в этом, возможно, и состоял авторский замысел), если бы не всё та же «Цыганка»…

Артур умеет абстрагироваться от того что он вокалист, и всё глубже влезает в шкуру лидера рок-проекта. Это уже совсем другой уровень и другая ответственность. Ему теперь приходится самому запевать свою вокалистскую песню и самому-же наступать ей на горло. Это необходимо уметь, чтобы обезопасить себя от того самого дисбаланса в сторону своей недавней основной профессии. В этот раз он, как лидер проекта, решил произведения мини-альбома «Каждому Своё» в таком оригинальном ключе. Как он решит песни на полноформатном альбоме? Интрига, друзья.

Давайте подведём итоги. Мини-альбом «Каждому Своё» стал сильной работой. По сравнению с «Право Дано» у него, в основном, такие-же высокие «показатели», плюс поразнообразнее аранжировки, за что я к праводаношной «десятке» плюсую ему ещё один балл. Однако, если на «ПД» нам был дарован шедевр «7 Морей», то «КС» шедевров не дал, хотя мог. За это минусую сразу 2 балла. По гамбургскому счёту, снять бы ещё балл за схожесть фрагментов песен Артура с фрагментами песен других авторов, но делать этого не стану за то, что несколько вечеров кряду этот мини-диск держал меня мёртвой хваткой, не давая приступить к детальному разбору нюансов. Итого – 9 из 10-и. Поздравляю всех причастных к его созданию!

И напоследок вопрос, столь ненавидимый самими беркутами да и, пожалуй, всеми артистами, а посему на него можно и не отвечать, но задать его я обязан… Когда следующий альбом?

Щиро Ваш, Андрій Мазан, Київ

23 декабря 2012 г.
Стихи.ру