Артур Беркут: мини-альбом "Каждому Своё". Рецензия

2006-й год. Группа «Ария» выпускает юбилейный, десятый по счёту, альбом «Армагеддон», ставший по мнению многих фанов началом заката этой легендарной группы. Вообще, я не склонен считать его откровенной неудачей – и хит («Последний Закат»), пополнивший Золотой Фонд группы и жанра, на нём есть, и ДВД «Пляска Ада», изобилующий пиротехническими эффектами и сценическими изысками, за ним последовал… но ряды зрителей в залах начинали неуклонно редеть. Году к 2010-му группа, словно былинный богатырь, оказалась на распутье, где необходимо выбирать направление последующего движения.

Но это в сказке на камне имеется четкая инструкция по дальнейшему пути следования с кратким описанием результата, ждущего в конце путешествия. А в жизни поди угадай… Группе предстояло сделать выбор и выбор, на мой взгляд, вот какого толка:

Для меня альбом Армагеддон словно распадается на 2 половины: Одна, меньшая, состоит из песен «Последний Закат», «Свет Былой Любви» и «Твой День», ну а вторая половина, большая, соответственно, из всего остального. Первая, трёхпесенная, мне однозначно нравится, а вот во второй, пожалуй, только «Викинг» Сергея Попова, сочинённый им в соавторстве с Маргаритой Пушкиной мне по душе безо всяких оговорок. Эта композиция выдержана в притрешёванном стиле (сказывается школа «Мастера»), при этом не лишена мелодизма, и в смысле её не запутаешься, поскольку песня предваряется вступлением Виталия Дубинина.

Что отличает 2 неравноразмерные половины этого альбома для Вашего покорного слуги? Тематика, друзья. Кто из нас не переживал и не переживает о том, что на Земле накоплено столько ядерного оружия, что его с лихвой хватит на - я уже не помню сколько – раз, чтобы уничтожить на планете всё живое? А кто из нас не любил? Не был счастлив или, наоборот, не страдал от безответного чувства? А кто не переставал верить в свою удачу, сталкиваясь с трудностями и отважно преодолевая их? Да в той или иной степени эти 3 песни применимы к каждому из нас и любого способны задеть за живое.

А вот «Мессия» (который придёт и всех поставит на колени), «Меченный Злом», «Страж (чужой) Империи», «Новый Крестовый Поход» (который так и не начался и, видимо, не начнётся)… существовали вне меня, параллельно, и вещали о чём-то книжно-мифично-вымышленном. Не трогали, одним словом. Вы скажете, что и предыдущий «Крещение Огнём» (один из лучших альбомов «Арии», на мой взгляд) и уж тем более такая классика как «Ночь Короче Дня» и «Игра с Огнём» тоже в основном черпали свои сюжеты в истории и книгах. Вы будете правы, но мифов и легенд нам арийцы к своему четвертьвековому юбилею пересказали предостаточно и в целом тяжёлый жанр начал сдавать позиции под натиском более модных жанров, живо реагирующих на злобу дня (этот ход я заимствую у Андрея Ковалёва – он как нельзя лучше соответствует тому, что я хочу выразить).

В общем, «Арии» предстояло выбрать путь либо в сторону «очеловечивания» либо продолжать гнуть свою «мифическо-драконью» линию. В альбоме «Армагеддон» угадывался прообраз «общечеловеческого» пути. Три тронувшие меня песни написаны тремя разными композиторами (Холстинин, Дубинин, Беркут), к двум поэтам (Пушкина, Лобанов) «просился» третий в лице друга Артура Анатолия Жукова (на следующий альбом этим тандемом даже предлагается «Орёл»)… Выбери «Ария» этот путь и она, полагаю, могла преобразится в коллектив «триумвирата тандемов», где доминировала бы общечеловеческая тематика, и которую дополнял бы Сергей Попов, работающий в классическо-арийской традиции… Но это из области фантастики.

А в реальности «Ария» на распутье, к которому пришла вместе с «Армагеддоном», выбрала путь назад в свою нишу и назад в стилистику и звучание 80-90х годов. С Артуром, не годившимся под эту концепцию, расстались, и расставание это свидетельствовало о решимости работать на узкой, но своей территории, где завоеванный арийцами за десятилетия плацдарм не расширишь, но на котором позиции группы незыблемы. Представьте футбольный клуб, где за одного архинужного команде игрока, учредители отдают двух да еще и приплачивают. На первый взгляд, трансфер Михаила Житнякова в Арию выглядел именно неравноценным разменом, ведь за него, вокалиста, «Ария» расставалась с вокалистом, композитором, да еще и текстовиком Жуковым в придачу. Но для избранного пути развития именно так и надо было!

Подобное с группой «Ария» произошло не впервые. Не видя возможности дальнейшего развития с Валерием Кипеловым еще в 2002-м, группа рассталась и с ним. Валерий, по его словам, устал петь «о вампирах», и Владимир Холстинин признавал, что, не расстанься они, и новый материал группа, пребывая в таком разобранном состоянии, выпускать была бы не в состоянии. И «Ария» расстаётся не просто с золотым голосом отечественного рока, а с автором «Смутного Времени», «Ночи в Июле» и, в это тяжело поверить, мегахита «Я Свободен!». Как бы ни был бесценен бриллиант, если он не укладывается в приготовленную ему оправу, от него толку нет. Перстень не складывается!

Свою «мифическую» линию «Ария» продолжила с Михаилом Житняковым. Её воплощением стал преимущественно «мифическо-драконий» альбом «Феникс». Несколькими месяцами ранее свет увидел «Жить Вопреки» Кипелова, как воплощение иной, «личностной» линии.

«Общечеловеческим» дуплетом выстрелил и Артур Беркут. На его дебютном «Право Дано» и повторном внеплановом «выстреле» «Каждому Своё» речь идёт о любви, жизненном выборе, родном крае, ностальгии по Родине, о высокой мечте и боязни её осуществить… Не хочу подробно описывать каждую песню нового макси-сингла. Зачем? Включайте и наслаждайтесь красивыми мелодиями, сочным вокалом, чувствами, бьющими через край; посмейтесь над неугомонным Пиратом, сопереживайте соотечественнику, оказавшемуся оторванным от Родины, оцените мастерский почерк Андрея Смирнова, по-своему зариффовавшего мелодии Артура и разукрасившего их добротной, но ненавязчивой электроникой, потрясите головой в такт убедительным барабанам Олега Ховрина…

Я очень рекомендую этот мини-альбом, уходящий своими корнями в далёкий теперь 2006-й год, самому широкому кругу слушателей. Возможно, не гни так упорно свою линию Виталий Дубинин и Владимир Холстинин последние –надцать лет, одиннадцатый номерной альбом группы Ария был бы другим и зацепил бы меня сильнее, но их упорство способствовало появлению и «Жить Вопреки» Кипелова и дебютного дуплета Артура Беркута. Все эти релизы о разном, и по-разному доносят до нас заложенные в них авторские идеи. На вкус и цвет, как теперь говорится, каждому своё, и мой выбор – пара дебютных релизов Артура Беркута, в которой новоиспечённый макси-сингл знаменует убедительное завершение дебютной стадии развития одноимённого музыкального проекта.

Щиро Ваш, Андрій Мазан, Київ

18 декабря 2012 г.
Стихи.ру