«Дисконт-дображелон», или 30 лет спустя

ТРЕЙНИНГ 1. УЧЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРИ АНАЛИЗЕ КРЕАТИВНЫХ ПРОЕКТОВ

Там, где политика,
нет рок-н-ролла!
«Дядя Ваня». «Я слышу вой...»

Тяжелым и тревожным был год 2016-й от Рождества Христова. В 2017-м, как и три-четыре десятка лет назад, опять актуален лозунг «Миру - мир!», опять у нас в ходу копейки, опять не всякий товар легко купить (даже через интернет!), опять молодежь слушает интересную музыку, причем каким-то странным трендом вдруг вернулись на рынок аудионосителей виниловые лонг-плеи и даже... компакт-кассеты. Ну как тут не нахлынуть воспоминаниям тридцатилетней давности?

ВЫБОР ФОРМЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ

Таких, как я, называют динозаврами белорусского маркетинга, потому что мы помним времена тотального дефицита, когда и маркетинг-то был не нужен, а, скажем, рок-музыка была под запретом и потребители были готовы сметать с прилавков любой продукт, выполненный в этом ключе и сумевший пробиться сквозь цензуру. Но экономика развивается по спирали, и история то и дело повторяется. Только на более высоком уровне.

Начало и середина 80-х годов прошлого века были интересным периодом в истории отечественной (тогда еще советской) рок-музыки. В моде неожиданно оказался прогрессивный рок, интеллектуальный, креативныи и открытый для самых разных жанров и стилей. Он дистанцировался от заумного, помпезного и наскучившего арт-рока 1970-х. Появились группы, специализирующиеся на прог-роке разной степени сложности и позитива - «Автограф», «Бумеранг», «Лотос», «Москва», «Наутилус», «Нюанс», «Пикник».

Наши «Песняры» выдали неординарную программу в этом ключе - «Во весь голос» на стихи Владимира Маяковского, предшественниками которой был фолк-роковый «Курган» по Янке Купале, вошедший в 100 лучших арт-роковых альбомов всех времен и народов.

Даже в репертуаре рок-группы № 1 СССР «Машина времени», которая всегда играла довольно простой в музыкальном отношении бард-рок, появились сложные и длинные композиции в духе Pink Floyd, Yes и ранних Genesis. Даже такие ярые приверженцы поп-рока, как «Цветы» Стаса Намина, заявили о подготовке к выпуску в этом стиле двойного альбома «Венчальный час» на стихи известных советских поэтов (А. Вознесенского, Е. Евтушенко, А. Тарковского и др.). Даже хард-роковые «Земляне» записали 20-минутную проговую композицию «Океан» своего гитариста Игоря Романова.

Однако цензура, вместо того чтобы поддерживать интерес населения к умной музыке и настоящей поэзии, всячески препятствовала выпуску на рынок соответствующих альбомов и способствовала потерям государственной фирмой «Мелодия» миллионов рублей прибыли. К чему это привело в конце 90-х, хорошо известно - распространению по всему Советскому Союзу низкопробной продукции исполнителей типа «Ласкового мая», «Миража» и «Фристайла». Интеллигентный прог-рок сменился туповатым евро-диско, а прибыль пошла уже в частные руки... Проговые проекты были разной степени успешности. Одни альбомы расходились миллионными тиражами по всему СССР (такие объемы большинству западных рок-групп и не снились), другие оставались только на компакт-кассетах и магнитных лентах у узкого круга почитателей. Интересно, почему? Ведь качество у всех работ было примерно одинаково высокое, средства рекламы и продаж - идентичные, цены - равные. Все дело в простой удаче? Но, как говорил популярный телеперсонаж тех лет: «Мы не будем полагаться на случай!» Проанализируем пару-тройку проектов по форме 12П с расстановкой баллов и последующим усреднением их по формулам средней геометрической как корнем 12-й степени из произведения всех 12 оценок. (Сумма баллов или их средняя арифметическая величина не могут быть использованы, поскольку искажают оценку, как это будет видно из дальнейшего.)

Для разных креативных проектов может быть выбран разный порядок П. Скажем, для продукции музыкального бизнеса он такой, каким представлен в таблицах 1-3.

Как видно из таблицы 1, если бы не последняя оценка, средний балл проекта по среднему геометрическому составил бы примерно Бг1=7,7 из 10 возможных. Однако последнее слагаемое делает среднегеометрический показатель равным нулю при среднем арифметическом, равном 7,83:

Бг1 = 0
Ба1 = 7,83.

Это объясняет, почему следует использовать именно средние геометрические показатели для общей оценки маркетингового проекта, которая обнуляется при нулевом балле хотя бы по одному из направлений. Рассматриваемый в таблице 1 проект так и не был осуществлен легально в 80-е годы по чисто политическим причинам, несмотря на мощные решения по промоции, пиару и паблисити (вплоть до «продакт плейсмент» в кино). Дебютные работы рок-группы «Автограф» долгие годы существовали в виде нелегальных вариантов магнитоальбомов, были изданы в CD-формате только в XXI веке небольшим тиражом и сразу стали раритетами.

Таблица 1
Оценка по форме 12П проекта № 1


п/п
Направления
маркетинга
(12П)
Реализация
направления маркетинга
Балл
реализации
П1 Продукт Альбомы группы «Автограф» 1980-1981 гг.: «Автограф-1», «Автограф-2».
Чисто в маркетинговых целях было решено выпускать не сразу двойной альбом, а последовательно два диска
Трек-лист (диск № 1): 1. Пристегните ремни безопасности. 2. Ливень. 3. 2000 лет. 4. Цепочка дней. 5. Ирландия, Ольстер. б. Вчерашний день. 7. Блюз-каприз.
Трек-лист (диск № 2): 1. Марсианские хроники. Ч. I. Начало экспедиции. 2. Ч. II. Зной. 3. Ч. III. Возвращение. 4. Монолог. 5. День и ночь. 6. Старинная баллада. 7. Корабль.
10
П2 Процесс Стиль - арт-рок, прог-рок, софт-рок с виртуозными партиями всех инструментов, включая вокал 8
П3 Персонал Авторы музыки: А. Ситковецкий, К. Кельми, Л. Гуткин, С. Брутян.
Авторы текстов: Б. Баркас, М. Пушкина, Б. Станилов.
Музыканты: А. Ситковецкий (гитары), С. Брутян (вокал), К. Кельми, Л. Макаревич (клавишные), Л. Гуткин (бас-гитара, фагот), В. Якушенко, В. Михалин (ударные).
После выхода работы в виде магнитоальбомов Ситковецкий, Макаревич и Гуткин по итогам года были признаны музыкальными критиками лучшими инструменталистами в своих категориях
9
П4 Промоция В рекламно-информационных целях фирмой «Мелодия» был выпущен промоминьон с тремя композициями - «Ирландия, Ольстер», «Блюз-каприз» и «Пристегните ремни безопасности». Они же вышли на двойном альбоме, посвященном рок-фестивалю «Весенние ритмы. Тбилиси-80», где «Автограф» занял второе место.
Группа снялась в музыкальном художественном фильме «Шляпа» с такими звездами советского кино, как Олег Янковский, Игорь Кваша, Семен Фарада, куда кроме трех вышеназванных композиций вошел также «Монолог».
Были осуществлены записи студийных выступлений на телевизионных каналах в столицах союзных республик, причем где-то ансамбль выступал как сикстет (с двумя клавишниками, как на фестивале в Тбилиси!), а, например, на Белорусском телевидении - как... трио Ситковецкий-Гуткин-Михалин, несколько напоминая британский симфо-рок-коллектив ELP.
Фрагменты инструментальных соло использовались в качестве заставок к телепрограммам на центральных каналах, что позволило задействовать и «сарафанное радио».
Меломаны передавали из уст в уста информацию о новой группе
8
П5 Пэкинг Оформление конверта миньона - вид изнутри на синюю спираль со смещенным центром, в котором размещена синяя же надпись «Рок-группа «Автограф» - шло вразрез с общепринятыми традициями пафосного пэкинга альбомов прог- и арт-роковых групп. Это не привлекало внимания покупателей, которые приобретали пластинку на волне интереса к рок-музыке 3
П6 Пиар/Паблисити Серии публикаций о группе и анонсов альбома в центральной прессе (в частности, в «Комсомольской правде») и местных (республиканских) газетах носили откровенно восторженный характер: мол, наконец-то появилась отечественная рок-группа с музыкантами-виртуозами, которую не стыдно выставить против западных проговых команд 8
П7 Продажи Несмотря на аскетичное оформление конверта миньона, он был продан миллионным тиражом. На тот же успех мог рассчитывать и сам альбом 10
П8 Платеж Цена миньона с длительностью фонограммы около 10 минут - 1 р. 20 коп. В сравнении с этим планируемая цена каждого из лонгплеев с длительностью фонограммы около 35 минут - 2 руб. 15 коп. в картонном конверте или 2 руб. 70 коп. в картонном ламинированном конверте - сильная мотивация к приобретению обоих дисков-гигантов 10
П9 Прогноз Минимальный тираж мог составить 1 млн экз. Допечатки - от 100 тыс. до 2-3 млн экз. 10
П10 Прибыль Себестоимость единицы продукции с учетом расходов на штамповку винилового диска-гиганта, на обложку и авторских отчислений - 30 коп. При минимальной цене альбома с неламинированной обложкой 2 руб. 15 коп. прибыль на единицу продукции - 1 руб. 75 коп. Таким образом, прогноз прибыли при миллионном тираже - 1 750 000 руб. от каждого из лонгплеев 10
П11 Психология Психологически потребители были готовы к восприятию столь сложной музыки. Самая трудная для восприятия композиция «Ирландия, Ольстер» (режущий слух и не различимый по тексту вокал) была представлена на промоминьоне, так что все остальные номера принимались, как было принято тогда говорить, «с чувством глубокого удовлетворения» 8
П12 Политика Несмотря на ярко выраженную прогрессивную тематику текстов (сохранение мира на планете, антиимпериализм, полеты в космос, защита окружающей среды, отказ от наркотиков и т.п.), ни один из дисков-гигантов так и не был выпущен. Рок-музыка в СССР была под неофициальным запретом, и за «Автограф» просто некому было вступиться. Хотя мэтр Давид Тухманов всячески хвалил группу в прессе, у него, вероятно, уже созрела идея собственного прог-коллектива 0
Сумма баллов Бс1 94
Средний арифметический балл Ба1 7,83
Средний геометрический балл Бг1 0

ФАКТОР ВЛИЯНИЯ

Казалось бы, разве можно как-то повлиять на политический фактор, который действует неблагоприятно на маркетинговый проект? В рассмотренном выше примере его авторы пытались это сделать, но среди них не было достаточно, простите за каламбур, авторитетной фигуры.

Интересно, что в то же время готовился к выходу еще более сложный проект, который также был на грани срыва по чисто политическим причинам, но тем не менее увенчался успехом (табл. 2). Сложность его была и в форме, и в содержании, и в размерах. Последнее сказывалось на цене продукта, поскольку он сразу задумывался как альбом из двух пластинок, да еще фирма «Мелодия» неожиданно взвинтила цены на свою продукцию. Тем не менее это яркий пример того, что цена (и фактор П8 - платеж) не всегда является определяющим при особой востребованности продукта.

Считается, что политический фактор не сработал негативно благодаря авторитету Андрея Вознесенского и предварительной публикации его поэмы «Авось», по мотивам которой была написана рок-опера. Однако есть легенда, что фонограмму произведения прослушали высокие чины из советского КГБ и она произвела на них хорошее впечатление.

Как видим из таблицы 2, разница между полностью не удавшимся в свое время проектом и суперуспешным по сумме баллов и среднему арифметическому показателю невелика, тогда как средние гармонические величины Бг1 и Бг2 довольно адекватно отражают ситуацию.

Таблица 2
Оценка по форме 12П проекта № 2


п/п
Направления
маркетинга
(12П)
Реализация
направления маркетинга
Балл
реализации
П1 Продукт Двойной альбом рок-оперы 1980 г.: «Юнона и Авось»
Трек-лист: 1. Пролог. 2. Отпевание. 3. Я тебя никогда не забуду... 4. Душой я бешено устал... 5. Сцена в церкви, молитва. 6. Ария Пресвятой Девы. 7. Песня моряков. 8. Плавание. 9. Прибытие в Америку. 10. Сцена на балу. 11. Белый шиповник. 12. Ночь. 13. Ангел, стань человеком... 14. Дуэль. 15. Помолвка. 16. Принесите мне карты открытий... 17. Воздайте Господу... 18. Ожидание. 19. Финал. 20. Эпилог. Аллилуйя любви.
10
П2 Процесс Стиль - арт-рок, электронный прог, духовная музыка 10
П3 Персонал Автор музыки: А. Рыбников.
Автор текстов: А. Вознесенский.
Звукорежиссеры: Ю. и С. Богдановы. Их следует указывать как соавторов произведения, поскольку работа завоевала 2-й приз на ежегодном фестивале грамзаписи МИДЕМ. Для «Мелодии» это был настоящий прорыв в звукорежиссуре.
Музыканты: А. Рыбников (клавишные), К. Кужалиев (гитары, вокал), Г. Трофимов, А. Рыбникова, Ж. и О. Рождественские, Ф. Иванов, А. Садо и др. (вокал), группа ударных инструментов под рук. М. Пекарского
10
П4 Пэкинг Оформление двойного конверта в примитивно-лубочном стиле шло вразрез с представлениями поклонников рок-музыки и не способствовало росту продаж 3
П5 Промоция Интерес к альбому поддерживался благодаря постановке рок-оперы «Юнона и Авось» в театре «Ленком» Марка Захарова, на которую было очень сложно попасть, и успеху предыдущего двойного альбома с рок-оперой Алексея Рыбникова «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» 9
П6 Пиар/Паблисити В массовой и специальной (музыкальной и театральной) прессе рок-опера имела положительные рецензии 8
П7 Продажи Альбом продавался многомиллионными тиражами, по разным оценкам было распространено от б до 10 млн шт. 10
П8 Платеж На время ажиотажного спроса на альбом фирма «Мелодия» подняла цены на свою продукцию. Например, выпущенный по лицензии диск зарубежного исполнителя стоил 4,5 руб. вместо прежних 3,5 руб., а отечественного исполнителя - 3,5 руб. вместо прежних 2,15 руб. В результате на протяжении почти года «двойник» продавался по цене 7 руб., а затем, когда «Мелодия» была вынуждена вернуть прежние цены, - по 5 руб. (2,15 руб. округлили до 2,5 руб.). Это тоже было недешево для основной целевой аудитории - студенческой молодежи со стипендией 40 руб. в месяц 5
П9 Прогноз Начальный тираж составил 1 млн экз. Допечатки на разных заводах фирмы - от 300 тыс. до 500 тыс. экз. 10
П10 Прибыль Себестоимость продукции с учетом расходов на штамповку двух виниловых дисков-гигантов, на обложку и авторских отчислений - 60 коп. При минимальной цене комплекта 5 руб. прибыль на единицу продукции - 4 руб. 40 коп. Таким образом, прогноз прибыли при миллионном тираже - 4 400 000 руб. 10
П11 Психология Психологически потребители давно ждали выхода альбома 10
П12 Политика Самое удивительное то, что альбом все-таки вышел, несмотря на сочетание неординарной поэзии, церковных песнопений, роковых ритмов и электронной музыки. Возможно, сыграл свою роль авторитет Андрея Вознесенского, но выпуск «двойника» действительно был под угрозой срыва по чисто идеологическим причинам 2
Сумма баллов Бс2 97
Средний арифметический балл Ба2 8,08
Средний геометрический балл Бг2 7,08

ЕЩЕ БОЛЕЕ УСПЕШНЫЙ ПРОЕКТ?

Для сравнения возьмем еще одну прог-роковую работу чуть более позднего времени, представленную в таблице 3. Несмотря на выход в ноябре 1982-го, многими критиками пластинка была признана «Альбомом года». Во многих диск-парадах она опередила даже «двойник» непревзойденной звезды советской эстрады Аллы Пугачевой «Как тревожен этот путь!», продававшийся с сентября. (Тоже, кстати, одна из концептуальных работ Примадонны, правда, несколько уступающая двойному альбому «Зеркало души» 1978 года.) Группа «Москва» стала «Открытием года».

Негативное влияние политического фактора усугубилось тем, что в ноябре 1982 г. ушел из жизни Л.И. Брежнев, по стране был объявлен траур, в кинотеатрах отменяли демонстрацию комедийных и музыкальных фильмов, в школах - дискотеки, в магазинах грампластинок было запрещено включать веселую музыку и т.п. Вполне мог сорваться и выпуск в свет такой яркой работы. Но опять же авторитет одного из авторов (на этот раз не стихов, а музыки) сыграл определяющую роль.

Интересно, что по аналогии с так и неосуществленной идеей Джимми Пейджа, лидера Led Zeppelin, для альбома Physical Graffiti 1975 года обсуждался вариант выхода «Н.Л.О.» не на одном диске-гиганте, а на 3 или 4 миньонах. Однако в связи с длительностью проговых композиций до 6 минут вместить даже 4 самые короткие из них на один миньон не представлялось возможным (если только с существенными сокращениями). А комплект из 4 миньонов стоил бы 4 руб. 80 коп., что было существенной суммой для целевой аудитории - студенческой молодежи. Пришлось отказаться от идеи, хотя продюсировавший проект Давид Тухманов все-таки осуществил ее. Но уже с другим исполнителем - Валерием Леонтьевым. Их совместный альбом «Там, в сентябре», кстати, тоже с элементами прог-рока, вышел на 3,5 миньонах. (Поскольку общее число композиций было 7, то на второй стороне 4-го миньона разместили лайт-проговую «Бессонницу» в исполнении... Софии Ротару. Партии гитары записал опять же Алексей Белов.)

Альбом «Н.Л.О.» неоднократно издавался пиратами на компакт-дисках. Первоначальный успех реинкарнации «Москвы» - группы «Парк Горького» и популярность Николая Носкова как сольного исполнителя повысили к нему интерес. В 2007 году компания «Бомба Мьюзик» переиздала его на CD легально, произведя ремастеринг (с повышением зачем-то громкости вокала) и добавив бонус-треки («XXIII век» и «Ночь»).

Если сопоставить оценки, то средние геометрические и здесь довольно точно отражают ситуацию успешности проектов № 2 и № 3 соответственно:

Бг2 = 7,08 и Бг3 = 7,96.

Ни один из маркетинговых факторов (даже политический!) не обнуляет оценку этих креативных проектов. Суммы баллов и средние арифметические показатели также не вносят искажений. Бывает и такое, но это исключение из правила, которое лишний раз его подтверждает: для объективной оценки коммерческих проектов следует пользоваться средними геометрическими показателями.

Таблица 3
Оценка по форме 12П проекта № 3


п/п
Направления
маркетинга
(12П)
Реализация
направления маркетинга
Балл
реализации
П1 Продукт Альбом-лонгплей группы «Москва» 1982 года: «Н.Л.О.»
Трек-лист: 1. Н.Л.О. 2. Игра в любовь. 3. Миллион лет до н.э. 4. Грибной дождь. 5. Ну и дела! 6. Волшебная комната. 7. Поединок.
10
П2 Процесс Стиль - прог-рок, прог-блюз, хард-энд-арт с отодвинутым на задний план вокалом (так и неизвестно, по ошибке или по «писку моды» тех лет) 9
П3 Персонал Автор музыки: Д. Тухманов.
Авторы текстов: Л. Дербенев, Д. Кедрин, С. Кирсанов, Р. Рождественский, В. Тушнова, В. Федоров.
Музыканты группы «Москва»: А. Белов (гитары, клавишные, вокал), Н. Носков (вокал, гитара), Д. Серебряков (ударные).
Другие музыканты: Д. Тухманов (рояль, синтезатор, бас-синти), О. Черкасов, Е. Солодухин (бас-гитары).
После выхода альбома рок-гитаристы СССР тщетно пытались скопировать манеру игры на электрогитаре Белова, после чего он был признан «неснимаемым»
9
П4 Пэкинг Двустороннее полноцветное оформление ламинированного конверта альбома - в лучших традициях пэкинга альбомов прог- и арт-роковых групп. В центре античный скульптурный сюжет «Эдип и Иокаста» вписан в силуэт неопознанного летающего объекта, ниже - бабочки на каком-то сложнотехническом устройстве. Такой переход с макро- на микроуровень и с объектов неживой природы на живую навевает ассоциации с японскими хоку. Не хватает только фотографии группы на оборотной стороне. Тем не менее для фирмы «Мелодия» это был настоящий прорыв в пэкинге своей продукции 8
П5 Промоция В рекламно-информационных целях фирмой «Мелодия» был выпущен промоминьон с двумя композициями - «Игра в любовь» и «Миллион лет до н.э.» в двух вариантах - на гибкой пластинке (моноверсии) и на жестком виниле (стерео). Фотографии группы на конвертах были разными, причем для гибкой пластинки выбрали одноцветный светло-коричневый вариант, более соответствующий пэкингу прог-рока (чисто студийная тройка музыкантов в расслабленных позах, в майках и джинсах), а для жесткого винила - полноцветное изображение той же тройки, но уже в концертных костюмах и позах в стиле модного тогда британского трио The Police (кстати, тоже игравшего непростую музыку с элементами прога и породившего звезду Стинга) 9
П6 Пиар/Паблисити Серии публикаций о группе и анонсов альбома в центральной прессе и местных (республиканских) газетах.
В частности, в «Комсомольской правде» была размещена та самая фотография, что и на конверте гибкого миньона, а при анонсе самого «Миньона дерзаний» (как была названа пиар-статья) умышленно или случайно композиции именовались «Игра И любовь» и «1 ООО ООО лет до н.э.», что очень интриговало читателей.
Анонсу альбома в той же «КП» сопутствовала еще более эффектная фотография - трио в полном составе да еще с приглашенными бас-гитаристами и самим маэстро Давидом Тухмановым (все разместились в студии, сидя прямо на внушительной аппаратуре группы).
Питерский, но популярный во всей стране журнал «Смена» разместил интервью с Давидом Тухмановым по поводу работы с новой рок-группой, сопроводив его почти сюрреалистическим фото композитора и рекламой композиции «XXIII век», которая... в пластинку не вошла.
По уже налаженной группой «Автограф» схеме также состоялись записи студийных выступлений на телевизионных каналах в столицах союзных республик
9
П7 Продажи Несмотря на моновариант гибкого миньона, он был продан миллионным тиражом, чем стереовариант похвастаться не мог. Разница была в том, что жесткий винил продавался в специализированных отделах музыкальных магазинов, а стоившая вдвое дешевле гибкая пластинка - в киосках «Союзпечати», из которых расхватывалась подобно горячим пирожкам. К тому же на обороте конверта были размещены тексты песен - еще один прорыв «Мелодии».
Первые выпуски альбома везде, кроме Москвы, стали дефицитом и перепродавались спекулянтами почти как пластинки западных групп. Кстати, претензии у критиков были насчет того, что следовало бы и на конверте альбома разместить тексты песен, поскольку это действительно образцы настоящей поэзии
10
П8 Платеж Цена гибкой моно-пластинки в бумажном конверте - 60 коп., винилового стерео-миньона в картонном конверте - 1 руб. 20 коп. (при продолжительности фонограммы около 12 мин).
Цена стерео-гиганта в ламинированном конверте - 2 руб. 70 коп. (при продолжительности фонограммы около 37,5 мин).
При повышении цен «Мелодии» до 4 руб. соотношение продолжительности фонограмм миньона и гиганта в меньшей степени мотивировало покупателей к приобретению всего альбома. В таком случае их мог бы больше заинтересовать выход трех или четырех миньонов, тем более что тогда в комплект вошла бы исключенная из диска-гиганта композиция «XXIII век»
6
П9 Прогноз Начальный тираж составил 1 млн экз. Допечатки на разных заводах фирмы - от 300 тыс. до 500 тыс. экз. 10
П10 Прибыль Себестоимость единицы продукции с учетом расходов на штамповку винилового диска-гиганта, на обложку и авторских отчислений - 30 коп. При цене 2 руб. 70 коп. за альбом в ламинированном конверте прибыль на единицу продукции - 2 руб. 40 коп. и, таким образом, прогноз минимальной прибыли при миллионном тираже - 2 400 000 руб. При цене альбома в ламинированном конверте 4 руб. (когда поднялись цены «Мелодии») прибыль на единицу продукции - 3 руб. 70 коп. и, таким образом, прогноз максимальной прибыли при миллионном тираже - 3 700 000 руб. 10
П11 Психология Психологически потребители не были готовы к восприятию столь сложной музыки. Самые трудные для восприятия композиции «Волшебная комната» и «Поединок» имели нехарактерные даже для прог-рока музыкальные размеры и звучание, интересные в то время больше профессиональным музыкантам, чем массовому слушателю. Однако последний приобретал пластинку, возможно, по инерции с предыдущим авторским диском Давида Тухманова «По волне моей памяти», где многие композиции были выполнены в стиле лайт-прога и стали хитами. Ни одна песня с «Н.Л.О.» не стала настоящим хитом, за исключением разве что «Грибного дождя». Так что многих слушателей ждало разочарование. Критик Ю. Филинов отнес диск «к разряду некоммерческих», а С. Челяев назвал «Н.Л.О.» недооцененным шедевром 8
П12 Политика Несмотря на рискованную тематику текстов (посещение планеты инопланетянами, брутальная любовная лирика, жизненная суета, рефлексия интеллигента и т.п.), альбом все-таки был выпущен. Цензуру смущала сложность музыки и неоднозначность текстов, но против авторитета Давида Тухманова никто не рискнул идти 3
Сумма баллов Бс3 101
Средний арифметический балл Ба3 8,41
Средний геометрический балл Бг3 7,96

ПРОБУЖДЕНИЕ КОПИРАЙТИНГА

Первые критические заметки по поводу проговых альбомов я начал публиковать в газетах «Знамя юности», «Чырвоная змена» и журнале «Рабочая смена», который позднее переименовали в «Парус». Хотя это все были прокомсомольские издания (а может быть, именно поэтому), в них успешно функционировали рубрики, посвященные популярной молодежной музыке. По крайней мере, покупала их молодежь именно из-за этих рубрик.

Поскольку мои рецензии на пластинки носили чаще всего восторженный и доброжелательный характер, то печатали их под псевдонимом «В. Дображелон», заодно намекая на роман Дюма «Десять лет спустя, или Виконт де Бражелон». Псевдоним этот придумал мой старший товарищ Артос, работавший в то время художественным редактором «Рабочей смены», хотя другие два «товарища» из нашей компании - Абрамис и Портвос - называли меня Жартаньяном.

Артос же содействовал и моей первой публикации в журнале. Это была как раз рецензия на дебютный магнитоальбом «Автографа»:

«Начало - раскаты грома. И, как первых капель ночного ливня, ждешь первых звуков рояля. И вот он - «объемный» вокал, поддержанный перебором электрогитары и гудением синтезатора. Потом вступают ударные и клавишные, перекликаясь в затмившей голос вокалиста пустоте. Резкое гитарное соло наслаивается на эту перекличку, превращая ее в атональный гул. И вдруг все внезапно смолкает. Остаются лишь неспешные, как капли ночного дождя, переливы рояля. Они необычайно чисты и зримы...

К этому шедевру подготавливает титульный инструментал «Пристегните ремни безопасности» - пьеса на темы наших стремительных и беспокойных будней. Именно пьеса с где-то трагическим, а где-то комическим звучанием. В ней столько неожиданных переходов, смен ритмических структур, что, слушая ее, каждый раз открываешь что-то новое. Здесь слышны тяжелые раскаты харда, нежные напевы барокко, ностальгические нотки классики, могучая спрессованность симфо-рока и клубистая ритмика «новой волны». Разрешите представить, это и есть прог!..»

Ну, и так далее. Такие вот жалкие попытки описать словами начало альбома и многочастную музыкальную композицию «Ливень» с нетривиальными гармониями и мелодиями. Тем не менее - хорошая школа написания рекламных текстов, поскольку продукт, предприятие или канал продаж описывать гораздо легче.

Позднее, став копирайтером, я превратился из «Виконта Дображелона» в «Дисконта-Дображелона», т.к. первые свои рекламные статьи писал для торговых организаций о дисконтных программах, системах скидок и распродажах. Но, как говорится, это уже совсем другая история...

ТРЕЙНИНГ 5. УЧЕТ ФАКТОРОВ ПРОГНОЗОВ И ОЖИДАНИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ КРЕАТИВНЫХ ПРОЕКТОВ

Я сегодня похож
На несбывшийся дождь,
Нерасцветший цветок.
Э. Шклярский. «Я невидим»

СЕРЬЕЗНОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ

«Автограф» после успешных дебютных магнитоальбомов начала 1980-х к середине десятилетия стал проговой группой № 1 в СССР. Поклонники ждали выхода официального диска-гиганта. И эта пластинка (даже альбомом ее не назовешь!), выпущенная фирмой «Мелодия» в 1986 году, дабы заткнуть поток просьб и пожеланий от них, стала самым большим разочарованием в истории советской рок-музыки.

Начать с того, что, возможно, это планировалось как макси-сингл на 45 об/мин вдогонку мини-синглу, предложенному на год ранее, - один из первых подобных маркетинговых ходов фирмы. Но по ошибке сделали все-таки на 33 об/мин с сохранением умопомрачительной (для лонгплея!) длительности 28 мин. И это для проговой группы, у которой средняя продолжительность композиций 6-7 мин! Поэтому треков на диске разместилось всего пять, причем один из них - чисто инструментальный.

Далее, неясно было, как квалифицировать эту работу в дискографии группы. Если это макси-сингл, то почему не на 45 об/мин.? Если это мини-альбом, то почему в нем представлены композиции из четырех разных магнитоальбомов? Если это сборник The Best, то почему такой короткий и из действительно великих композиций только две - «Реквием» и «Монолог»?

И наконец, это - стилистика музыки! Именно стилистика, поскольку стиль вроде бы оставался прежним прогом. Однако группа звучит то как пафосный симфонический оркестр, то как поп-рок-ансамбль, не пренебрегающий находками арт-рока и временно увлекшийся реггей-музыкой. Конечно, еще Led Zeppelin доказали, что для прога нет никаких стилевых ограничений, но поклонники после предыдущих интеллектуальных шедевров «Автографа» были убиты наповал таким опрощением. Так что даже если бы альбом вышел целиком (например, в виде «двойника»), вряд ли средняя оценка была бы намного выше.

Проанализируем этот проект по форме 12П с расстановкой баллов и последующим усреднением их по формулам средней геометрической как корнем 12-й степени из произведения всех 12 оценок. (Сумма баллов или их средняя арифметическая величина не могут быть использованы, поскольку искажают оценку, как это будет видно из дальнейшего.)

Как видно из таблицы 1, если бы не оценка неоправдавшихся ожиданий по направлению П7 (Прогноз), потянувшая за собой такие же низкие оценки по направлениям П1 (Продукт) и П11 (Психология), средний балл проекта был бы гораздо выше. Однако, как говорится, «имеем то, что имеем»:

Ба1 = 7,33;
Бг1 = 6,59.

Оценка по среднему геометрическому более точно отражает общий итог креативного проекта, поскольку осуществленный на виниле релиз действительно с трудом тянет на отметку «удовлетворительно» по сравнению с «отличными» двумя первыми магнитоальбомами «Автографа» и «хорошими» полными версиями 3-го и 4-го магнитоальбомов - «Истина» и «Головокружение» соответственно. (Для справки: «Истина» включала композиции «Кто ты, человек?», «Мода», «Старый город», «Длинная дистанция», «В мастерской», «Нежданный гость (Старинная баллада)», «Театр (Размышление № 8)», а «Головокружение» - «Так бывает», «Электронные часы», «Реквием (Памяти Джона Леннона)», «S.O.S.», «Игра случая», «Головокружение», «Ветер в лицо».) Казалось, налицо - полный регресс, но справедливости ради следует сказать, что следующие 2 альбома («Век 20» и «Каменный край») были выполнены на «отлично с плюсом».

Таблица 1
Оценка по форме 12П проекта № 1


п/п
Направления
маркетинга
(12П)
Реализация
направления маркетинга
Балл
реализации
П1 Продукт Первый официальный диск-гигант группы «Автограф» 1986 года: без названия.
Трек-лист: 1. S.O.S. 2. Реквием (Памяти Джона Леннона). 3. Истина. 4. Монолог. 5. Нам нужен мир! (1,2 - из альбома «Головокружение» 1985 г., 3 - из альбома «Истина» 1983 г., 4 - из альбома «Автограф-1» 1981 г., 5 - из альбома «Век 20» 1986 г.)
3
П2 Процесс Стиль - арт-рок, прог-рок, лайт-прог с вкраплениями поп-рока и реггей 7
П3 Персонал Авторы музыки: А. Ситковецкий, А. Беркут.
Авторы текстов: Б. Баркас, М. Пушкина, Н. Олев.
Музыканты: А. Ситковецкий (гитары), А. Беркут (вокал, тенор-саксофон), Л. Макаревич (синтезаторы, ф-но), Л. Гуткин (бас-гитара, фагот), В. Михалин (ударные)
10
П4 Промоция В рекламно-информационных целях фирмой «Мелодия» был выпущен (впервые!) настоящий сингл на 45 об/мин с композициями - «Истина» и «Монолог». Первая из них, правда, под названием «Кто ты, человек?», звучала во многих молодежных теле- и радиопередачах, последняя - в музыкальном художественном фильме «Шляпа», хотя в другом варианте исполнения (в частности, «на вокале» был С. Брутян, покинувший коллектив). Фрагменты инструментальных соло использовались в качестве заставок к телепрограммам на центральных каналах, что позволило задействовать и «сарафанное радио». Меломаны передавали «из уст в уста» информацию о самой техничной группе СССР. «Автограф» с аншлагами выступал по всей стране и даже участвовал в международных рок-фестивалях. Эффект ожидания был максимально задействован... 9
П5 Пэкинг Оформление конвертов всех первых синглов у фирмы «Мелодия» было стандартным (тогда же, кстати, вышел и сингл другой проговой группы - «Диалог»), т.е. полностью обезличенным. Пэкинг диска-гиганта оказался намного круче. Поклонники окрестили его «Черным альбомом». На лицевой стороне - логотип ансамбля, на обороте - текст самого Ситковецкого и индивидуальные фото участников с подписями. Но это, наверное, единственное, что порадовало поклонников 10
П6 Пиар/Паблисити Серии публикаций о группе и анонсов альбома в центральной прессе и местных газетах носили откровенно восторженный характер: мол, наконец-то появилась отечественная рок-группа с музыкантами- виртуозами, которую нестыдно выставить против западных проговых команд на рок-фестивалях и телемарафонах 8
П7 Прогноз Пластинка не оправдала многолетних ожиданий поклонников группы ни по стилистике музыки, ни по представленным композициям, ни по их количеству, ни по продолжительности звучания 3
П8 Продажи Несмотря на сильно урезанное содержание диска-гиганта и его отличие от сингла только на 3 композиции, и тот, и другой были проданы многомиллионными тиражами 10
П9 Платеж Цена сингла с длительностью фонограммы около 11 мин - 1 руб. 20 коп. В сравнении с этим цена лонгплея (если его можно так назвать в данной ситуации) с 5 композициями и длительностью фонограммы около 27 мин - 2 руб. 50 коп. в картонном конверте или 3 руб. в картонном ламинированном конверте - не очень сильная мотивация к приобретению диска-гиганта 5
П10 Прибыль Себестоимость единицы продукции с учетом расходов на штамповку винилового диска-гиганта, на обложку и авторских отчислений - 30 коп. При минимальной цене альбома с неламинированной обложкой 2 руб. 50 коп. прибыль на единицу продукции - 2 руб. 20 коп. Таким образом, прогноз прибыли при миллионном тираже - 2 200 000 руб. 10
П11 Психология Упрощение стилистики и помпезность музыки не способствовали привлечению новых слушателей, но многие приверженцы настоящего прог-рока перестали относить себя к поклонникам группы «Автограф» 3
П12 Политика Выход первого официального «большого» диска группы выводил ее на более высокий уровень легальности. Оставалось только надеяться на то, что коллектив вернется к прежней интеллектуальности и креативности 10
Сумма баллов Бс1 88
Средний арифметический балл Ба1 7,33
Средний геометрический балл Бг1 6,59

БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ

Еще один экспериментальный альбом, но уже от хард-роковой группы «Аракс», представлен в таблице 2. Вот тут вкрапления поп-рока, кантри и реггей-музыки вполне уместны и не раздражают, поскольку они всегда были органичны для музыкантов этого ансамбля.

Благодаря сильному составу «Аракс» к началу 80-х годов прошлого века стал лучшим студийным и концертным коллективом страны, к чьим услугам прибегали звезды поп-музыки первой величины. Это был ансамбль отлично сыгранных профессионалов, но при этом - ярких индивидуальностей. Ни один телемюзикл не мог обойтись без их участия, а известную рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» просто невозможно представить в чьем-либо другом исполнении. Немеркнущая звезда добротного поп-рока Юрий Антонов записал с «Араксом» три суперуспешных миньона и предложил для собственного исполнения композиции со сложной структурой, сменой ритмов и развернутыми инструментальными соло. Самое главное - партия вокала требовала гораздо большего, чем голосовые возможности поющего композитора, к коим мэтр в то время себя скромно причислял. «Аракс» же как раз к сольным гастролям привлек в свои ряды нового вокалиста и скрипача Анатолия Алешина и нуждался в существенном обновлении программы. Музыканты принялись сочинять собственные композиции на стыке прог- и хард- рока, так что в комплекте с антоновскими набиралось даже на двойной альбом. И если бы таковой вышел хотя бы 30 лет назад, кто знает, как пошло бы развитие отечественного рока...

Полная версия альбома группы была бы сопоставима с рассмотренной выше работой группы «Автограф», если бы и та, и другая вышли в формате «двойника». Урезанные варианты также сопоставимы - на авторском диске Ю. Антонова «Араксу» уделены те же 27 мин, однако название группы там даже не упоминается. Поэтому данный проект можно считать неосуществленным 30 лет назад, что констатирует равная нулю среднегеометрическая оценка:

Бг2 = 0.

Среднеарифметическая оценка, как всегда, вводит в заблуждение:

Ба2 = 5,8.

Судя по ней, можно сделать ошибочное заключение, что проект группы «Аракс» хуже проекта группы «Автограф» (примерно на 1,5 балла в 10-балльной шкале), но с точки зрения креативности и прогрессивности все как раз наоборот.

Таблица 2
Оценка по форме 12П проекта № 2


п/п
Направления
маркетинга
(12П)
Реализация
направления маркетинга
Балл
реализации
П1 Продукт Первый сольный альбом группы «Аракс» 1979-1980 годов: «Колокол тревоги».
Шорт-трек-лист (с расчетом на 1 LP): 1. Колокол тревоги. 2. С чего бы? 3. Снова весна. 4. Мир снов. 5. Все как прежде. 6. Слепой в чулане. 7. Ноктюрн. 8. Синева, пустота, тишина.
Фул-трек-лист (с расчетом на 2 LP): 1. Колокол тревоги. 2. Земляничная поляна. 3. Радуга. 4. Гадкий утенок. 5. С чего бы? 6. Снова весна. 7. Все как прежде. 8. Мир снов. 9. Без тебя. 10. Слепой в чулане. 11. Шумят дожди. 12. Знаю, что ты придешь. 13. Ноктюрн. 14. Мода. 15. Синева, пустота, тишина
10
П2 Процесс Стиль - прог-рок, хард-рок, лайт-прог с вкраплениями реггей, кантри и поп-рока 10
П3 Персонал Авторы музыки: Ю. Антонов, А. Зацепин, С. Рудницкий, В. Галутвин, С. Беликов, А. Алешин.
Авторы текстов: В. Дюнин, И. Кохановский, Л. Дербенев, Л. Фадеев, О. Жуков, П. Грушко.
Музыканты: С. Рудницкий (клавишные), А. Абрамов (ударные), A. Алешин (вокал, скрипка), С. Беликов (вокал, бас-гитара, флейта), B. Галутвин (акустические гитары, банджо), Т. Мардалейшвили (электрогитары)
10
П4 Пэкинг Альбом рышел не в ожидаемых поклонниками 2 LP- или 1 LP-вариантах, а в... 0,75 LP-варианте, т.е. как часть 4-го авторского альбома Ю. Антонова «От печали до радости», где на лицевой и оборотной сторонах конверта были размещены только его фото. Название «Аракс» не упоминалось. В перечне музыкантов отсутствовал Т. Мардалейшвили 3
П5 Промоция В качестве промоминьонов можно рассматривать 3 супер-успешные совместные работы Ю. Антонова с группой «Аракc» в стилях хард-диско и поп-рок, выпушенные в 1980-1983 годах и составившие основу 1-го авторского альбома композитора. «Мир снов» вышла на авторской пластинке поэта В. Дюнина 9
П6 Пиар/Паблисити В массовой прессе альбом анонсировался как работа... в защиту окружающей среды 8
П7 Продажи Альбом Ю. Антонова «От печали до радости» продавался многомиллионными тиражами. Вполне вероятно, что «Колокол тревоги», будучи выпущенным хоть в 2 LP- или 1 LP-вариантах, имел бы не меньший успех 10
П8 Платеж Альбом на виниловых носителях так и не был выпущен 0
П9 Психология Психологически потребители давно ждали выхода сольного альбома группы 9
П10 Прогноз Ожидания поклонников были обмануты фирмой «Мелодия». В полном варианте альбом вышел только спустя четверть века (!) в CD-формате 0
П11 Прибыль Фирма «Мелодия» потеряла миллионы рублей прибыли 0
П12 Политика Политический фактор также сыграл не в пользу группы. «Закручивание гаек» в отношении рок-музыки, начавшееся при Андропове и продолжившееся при Черненко, привело к тому, что одна из лучших групп СССР была запрещена 0
Сумма баллов Бс2 70
Средний арифметический балл Ба2 5,8
Средний геометрический балл Бг2 0

ОПРАВДАВШИЕСЯ ОЖИДАНИЯ

Для сравнения возьмем еще одну прог-роковую работу чуть более позднего времени, представленную в таблице 3.

В дискографии группы «Пикник» альбом «Родом ниоткуда» считается четвертой студийной работой. Он был записан в 1988 году фирмой «Мелодия», впоследствии издавшей эту работу на виниловых пластинках. К тому времени коллектив уже вышел на профессиональный уровень и успел обзавестись многочисленными поклонниками, которые ждали нового шедевра после выпущенного «Мелодией» же диска «Иероглиф». И не обманулись в своих ожиданиях. Впоследствии альбом неоднократно переиздавался на виниле, компакт-дисках и магнитофонных кассетах.

Запись альбома «Родом ниоткуда» изначально делалась для издания на виниловых пластинках, и звукорежиссером был мастер своего дела Юрий Богданов, сам уникальный гитарист и клавишник, лидер также прог-роковой группы «Бумеранг», о работах которой мы говорили на предыдущих тренингах.

Несмотря на то что материал был полностью записан и сведен еще в 1988 году, выпустить его фирма «Мелодия» осмелилась лишь в 1989 году. Интерес к рок-музыке тогда был на довольно высоком уровне, и диск-гигант разошелся миллионными тиражами.

В 2003 году Эдмунд Шклярский решил перезаписать альбом, как это было и с другими ранними работами «Пикника», в частности, с альбомами «Дым» и «Танец Волка». Релиз обновленной версии «Родом ниоткуда» состоялся в 2004 году, его осуществила компания Grand records. С тех пор переиздается только этот вариант альбома. Для этого издания было разработано новое оформление, весьма отдаленно напоминающее оригинальное.

Первые компакт-диски с записью «Родом ниоткуда» появились в 1995 году. Релиз осуществила компания «Аура». Годом позже альбом переиздала компания «Союз». Тираж этого издания печатался в Швеции, а упакованы диски были в редкие на то время диджипаки. В 2001 году альбом переиздала компания «Мистерия звука». В 2010 году запись была переиздана в CD-формате студией «Вектор». Издание дополнено видеобонусом - клипом на композицию «Интересно».

Первая виниловая пластинка «Родом ниоткуда», выпущенная фирмой «Мелодия», - обычное для советского времени издание без дизайнерских изысков в оформлении. Отличия могут быть разве что в цвете яблока дисков-гигантов в зависимости от того, на каком заводе они были напечатаны.

В 2014 году появилось первое издания ремейк-версии «Родом ниоткуда» на виниле. От оригинальной записи, сделанной в 1988 году, материал отличается исполнением и незначительными нюансами аранжировок. Альбом вышел в «Желтой серии» пластинок, которая закрывала переиздание дискографии группы «Пикник» на виниловых пластинках. Релиз осуществила компания «Бомба Мьюзик». Новодельный винил напечатан в Германии. Запись распространяется на 180-граммовых дисках-гигантах желтого цвета. Диски упакованы в обычные конверты. Распространяются как в виде самостоятельного издания, так и в комплекте с еще пятью альбомами «Желтой серии» в коллекционном боксе. Стоит также отметить, что новый винил «Родом ниоткуда» выпущен в отличном от «мелодиевского» оформлении. На конверте использована новая картинка, отличающаяся как от оригинала, так и от последующих CD-изданий.

Оригинальный трек-лист альбома состоит из восьми композиций. На издании 2004 года присутствовал бонус-трек - композиция «Инквизитор».

Если сопоставить оценки, то средние здесь довольно точно отражают ситуацию успешности проекта № 3 и близки друг другу:

Ба3 = 9,33 и Бг3 = 9,30.

Все маркетинговые факторы получили довольно высокие баллы, поскольку по сравнению с проектами № 1 и № 2 этот был полноценно осуществлен и доказал, что питерская школа прог-рока (в лице группы «Пикник») не уступает московской (в лице групп «Автограф» и «Аракс») и минской (в лице группы «Песняры»), о которой говорилось на прошлом тренинге.

Таблица 3
Оценка по форме 12П проекта № 3


п/п
Направления
маркетинга
(12П)
Реализация
направления маркетинга
Балл
реализации
П1 Продукт Альбом-лонгплей группы «Пикник» 1988 года: «Родом ниоткуда».
Трек-лист: 1. Я невидим. 2. Интересно. 3. Нет берегов. 4. Романс. 5. Это он. 6. Стоя на этой лестнице (Вспоминая Led Zeppelin). 7. Дай себя сорвать. 8. Все остальное - дым
10
П2 Процесс Стиль - прог-рок, готик-рок 9
П3 Персонал Автор музыки и текстов: Э. Шклярский.
Музыканты: Э. Шклярский (вокал, гитара, клавишные), А. Савельев (гитара), В. Евсеев (бас-гитара), С. Воронин (клавишные), Ю. Ключанцев (клавишные, саксофон), Л. Кирнос (ударные).
Звукорежиссер оригинальной версии альбома: Ю. Богданов
9
П4 Пэкинг Дизайн альбомов «Пикника» всегда был интересным, разнообразным и соответствующим той музыке, которую исполнял ансамбль. Вариант фирмы «Мелодия» не стал исключением, хотя, конечно, ниже уровня последующих работ 8
П5 Промоция Музыканты рекламировали свой альбом самостоятельно в процессе концертных туров. На композицию «Дай себя сорвать» был снят впечатляющий видеоклип, транслировавшийся по центральному телевидению. Впрочем, эффект ожидания и без того был задействован по максимуму благодаря огромному успеху предыдущего альбома «Иероглиф» и одноименного клипа, показанного в самой рейтинговой телепрограмме тех лет - «Взгляд» 9
П6 Пиар/Паблисити Рецензии на альбом были разными - от критических до восторженных. Одни приветствовали полный уход «Пикника» в прог, другие сетовали, что пропала прежняя легкость. Но такая разноголосица в паблисити только подогревала интерес к диску 9
П7 Продажи Начальный тираж составил 1 млн экз. Допечатки на разных заводах фирмы - от 300 тыс. до 500 тыс. экз. 10
П8 Платеж Цена лонгплея - 2 руб. 50 коп. в картонном конверте или 3 руб. в картонном ламинированном конверте - вполне доступна для целевой аудитории 10
П9 Прогноз Несмотря на противоречивость критических оценок, работа превзошла все ожидания поклонников. Это был очевидный шаг вперед, к более интересной и умной музыке с красивыми мелодиями 10
П10 Прибыль Себестоимость единицы продукции с учетом расходов на материалы, штамповку винилового диска-гиганта, обложку и авторских отчислений - 30 коп. При минимальной цене альбома с неламинированной обложкой 2 руб. 50 коп. прибыль на единицу продукции - 2 руб. 20 коп. Таким образом, прогноз прибыли при миллионном тираже - 2 200 000 руб. 10
П11 Психология Психологически потребители (хотя, конечно, не все) были подготовлены к восприятию сложной музыки после таких композиций из предыдущего альбома, как «Иероглиф», «Ночь» и «Великан» 8
П12 Политика Показ клипов «Пикника» в телепрограмме «Взгляд», официальный выход его 2-го альбома лишний раз доказывал наступление в стране долгожданных перемен к большим свободам в творчестве и креативе 10
Сумма баллов Бс3 112
Средний арифметический балл Ба3 9,33
Средний геометрический балл Бг3 9,30

ИНТРИГИ ПАБЛИСИТИ

Несмотря на запрет упоминания «Аракc», мы информационно поддерживали музыкантов. В «Знамени юности» удалось напечатать большую фотографию с концерта группы, с успехом прошедшего в Минске. Был подготовлен текст для паблисити:

«...Гитарист Мардалейшвили и органист Рудницкий, как яркие приверженцы соответственно блэкморовской и лордовской манеры игры, придали всем антоновским номерам крепкий хардовый оттенок, но в сочетании с мелодизмом мэтра на выходе мы получили именно изящный и мощный прог-рок. Если Тимур Мардалейшвили - наш Блэкмор, то Вадим Галутвин - наш Нопфлер, любитель кантри, фолка и прочей преимущественно акустической, чем электрической, музыки. Несмотря на «тяжелое» давление со стороны остальных участников группы, он умудряется сохранять верность почитаемым им стилям. И если в композиции «С чего бы?» заметна (более того - впечатляет) его работа на гитаре в дуэте с басистом Сергеем Беликовым, то уже в «Гадком утенке», написанном Антоновым как будто специально под Галутвина, он просто «купается» в родной стихии кантри, и, кажется, вот-вот забренчит его коронное банджо. Но, похоже, Рудницкий, как руководитель коллектива, спрятал этот экзотический инструмент подальше от друга и... от греха, которым он, очевидно, считает использование подобной экзотики в хард-роке. Но в том-то и дело, что это уже не хард, а прог, для которого нет ничего невозможного. Инструментал «Слепой в чулане» лишний раз доказывает это, где тому же Беликову позволено продемонстрировать свое мастерство не только басиста, но и флейтиста. А его же авторства «Ноктюрн» - восхождение к вершинам арт-рока в духе великих «квинов». Ни перегруженность аранжировки, ни злоупотребление клавишными инструментами, ни своеобразие беликовского вокала в сравнении с алешинским, ни обилие минорных нот не помешали «Ноктюрну» стать в ряд лучших произведений «Аракса»...»

Кстати, после разгона группы, обвиненной в «левых» концертах, Беликов неоднократно включал эту композицию в сборники своих лучших вещей... без какого-либо упоминания «Аракса». Конечно, по такому случаю «Ноктюрн» следовало бы перезаписать, но он понимал, что ни с кем больше на такой уровень не выйдет. Следующую попытку он предпримет только 20 лет спустя альбомом «Где-то меж правдой и истиной» (2000 г.), целиком выдержанным в стилистике лайт-прога, но она не будет столь успешной. Другие участники запрещенного «Аракса» перейдут к Стасу Намину (кроме Алешина, который займется не слишком блестящей сольной карьерой). Именно тогда Намин заявит в прессе, что с таким сильным составом будет готовить альбом со сложной музыкой на стихи лучших поэтов страны. «Это будет хард-рок?» - спросили его в одном из интервью. «Круче!» - отвечал Намин. «Арт-рок?» «Еще круче!» - был ответ. Еще круче мог быть только прог-рок, но этот термин тогда еще широко не употреблялся и к тому же считался тождественным арт-року. Но, как известно из наших предыдущих тренингов, проект осуществился лишь через 3 года и с совсем иными участниками. Тем не менее все эти интригующие паблисити сработали в то время и продолжают работать 30 лет спустя, пусть даже записи выходят на совершенно других носителях.

Сергей ГЛУБОКИЙ

Маркетинг: идеи и технологии, 2017, №1,5