Хроники 1981 года

Виктор Михалин, ТВ, первый миньон, ГДРЗ, хит-парад

1981 год начался для группы с поиска нового барабанщика, оформления в Москонцерте и, как и предыдущий год, репетиций новой, на этот раз, профессиональной программы.

Оформлялись, я перетаскивал Михалина из Рос- в Москонцерт, садились на новую базу, занимались мелкой бюрократией, много репетировали. Александр Ситковецкий

Виктор Михалин

Виктор Михалин, 1981

Олег Куликов

Анатолий Азанов

Александр Осипов

Пётр Вавиленков

В. Сысолятин

Борис Мицюра

После ухода из группы в самом конце декабря Владимира Якушенко, группа осталась без ударника, но, как видится, уже тогда у коллектива был на примете Виктор Михалин, игравший в то время в оркестре симфонической и эстрадной музыки Гостелерадио под управлением Александра Михайлова, часто мелькавшем в музыкальных программах телевидения.

Его «агрессивную» исполнительскую манеру можно было заметить еще по выступлениям на голубом экране эстрадно-симфонического оркестра под управлением А. Михайлова, где он раньше работал.1

Кроме этого, Виктор сотрудничал с инструментальным ансамблем Игоря Якушенко, отца Владимира, часто бывал в их доме, в общем, был близок к “тусовке” «Автографа».

Плюс к этому параллельно существовал уже Витя. Который, конечно, естественно, был несопоставим, более профессиональным, все это понимали. Я не знаю, насколько начали искать, его знали, потому что он, собственно, был близко, мы приятельствовали и он с папой моим очень дружил, и бывал у нас в доме довольно часто. Т.е. он как бы из моей компании. Я не знаю, как это органически произошло, я имею в виду Ситковецкого и Гуткина, но то, что он был в сфере наблюдения это очевидно, а как это технически я не могу сказать. Факт тот, что он вошел очень быстро, он был уже готов войти. Другое дело, что он профессиональный человек, это не потребовало много времени. Владимир Якушенко

Естественно, это был Гуткин, кто сразу нашел и предложил Михалина, остальное было “делом техники”)) Александр Ситковецкий

Следующая, важнейшая замена в составе - место барабанщика занял живописный Виктор Михалин - была проведена по классической западной схеме: сперва был подыскан человек, а лишь потом с ним были проведены все необходимые переговоры.2

В самом начале января на переговоры отправились Александр Ситковецкий и Леонид Лебедев.

Приехали на Ярославку знакомиться, были угощены ароматной корейской похлебкой с доброй порцией водки и расспрошены: “откуда “блин” взялась эта странная, но интересная музыка”. Александр Ситковецкий

Витька внешне всегда был очень ярок, вспоминает Ситковецкий, - такой Judas Priest, черненький, с усиками, с бородкой, с длинными черными волосами. Он был тогда очень успешным музыкантом, на хорошем счету, а мы – фактически никем, с неясными перспективами. Но когда мы к нему приехали и поставили свои сложные и невообразимые произведения, он сказал: да, мне интересно было бы это поиграть! Этим-то мы его и купили. О том, что впереди у нас рок-н-ролльная слава, дворцы и стадионы, тогда и разговора не было.3

И уже совсем скоро у группы появился новый барабанщик.

Витя играл нота в ноту все первое время, та музыка, которую я играл он играл нота в ноту, все мои партии просто хорошо играл. Владимир Якушенко

Команда

Став коллективом Москонцерта «Автограф» получил право сформировать свою собственную техническую команду. Кроме старой гвардии группы, перешедшей из “любительского” прошлого:

Леонид Лебедев – звукорежиссер,
Александр Зейгерман – художник по свету,
Юрий Цурков – на профессиональном поприще ставший помощником художника по свету, отвечавшим за лазеры и другие эффекты,
Юрий Фишкин – помощник звукорежиссера,

в первый профессиональный состав вошли:

Феликс Гиршин – директор, найденный в конце прошлого года, и
рабочие сцены: Олег Куликов, С. (Сергей?) Мазурин и Анатолий Азанов, ставший на полтора года официальным фотографом группы.

Официально на работу мы (включая Витю) были приняты в начале 1981. Александр Ситковецкий

База

Центральный дом культуры Всесоюзного обества слепых,
ул. Куусинена, 19а

Первая фотография нового состава, начало 1981 года

Звукорежиссер Леонид Лебедев за французским пультом

Пребывание в Москонцерте позволило группе переехать из своей весьма скромной базы в подвале общежития на Автозаводской в роскошный Центральный дом культуры Всесоюзного общества слепых на ул. Куусинена, 19а, где в распоряжении коллектива был зал и служебное помещение для хранения аппаратуры.

С ВОСом моя мама договорилась через свои связи в ЦГАЛИ СССР, за аренду Куусинена платил Москонцерт. Мы имели роскошь и привилегию репетировать на сцене в большом концертном зале мест на 800-1000. Там же и играли концерты для ВОСа - удобно было обыгрывать программу. Мы также иногда совмещали это с прослушиваниями. Весной 1981-го мы начинали с маленькой комнаты для хранения аппарата, на этаж ниже под сценой (с “любимой” лестницей наверх рабочих), куда помещались только барабаны и усилители. Александр Ситковецкий

Промо-фото 81

В ЦДК ВОС сразу после оформления было сделано первое промо-фото нового состава группы, много позднее в 1996 году оно украсило обложку альбома «Автограф-1». Были ли другие фотографии в этой сессии неизвестно.

PR-фото 1981, сделанное в фойе Дома Слепых на Куусинена сразу по приходу Вити. Александр Ситковецкий

Аппарат и инструменты

С переходом в профессионалы аппарат группы претерпел изменения, но весьма незначительные, так оконечный усилительный каскад остался без изменения – три Peavey CS-800 и самодельный усилитель, к акустическим системам 4 басовым бинам, 4 мидексам и 4 пищалкам добавились сначала 2 (потом еще два) вертикальных бина.

Да, с возрастанием размеров/объемов залов нам требовалось все больше басового давления. Вертикальный басовый бин прямого действия с ElectroVoice 15L и передним выходным портом. Александр Ситковецкий

Появились четыре самодельных сценических монитора и небольшой монитор у клавишника. Место старого пульта звукорежиссера, оставшегося еще от «Високосного лета», занял шикарный французский Musique Industrie PMI 1030T Леонида Лебедева. Однако это пульт использовался группой только в репетиционный период к началу концертной деятельности был приобретен Studiomaster.

Если не ошибаюсь, сначала я купил 12-канальный базовый пульт к началу профессиональной работы. Французский пульт был специфически бродкастовый (для радио и теле- работы) и плохо подходил для живых концертов. В Капотне уже был профессиональный Studiomaster 12, каналов было маловато, мы хитрили как могли, но звук и коммуникации были супер. А к июню 1981 - к концертам в ДС ЦСКА - я докупил еще блок из 4х каналов (пульт был модульный, мы еще раз добавили 4 канала позднее и так (20 каналов) и продали, когда пришел наш Soundcraft B800 (24/4/2). Александр Ситковецкий

Кое-что из оборудования “подкинул” Москонцерт: магнитофон «Нота», микрофоны.

В тот период на сцене были вокальные (2 шт), вернее всего наши Shure 565 и инструментальные (гитара и ударные) - 8-10 шт, производство ЧССР, “дал” Москонцерт. Клавишные и бас шли напрямую через DI в пульт. С этой Ноты шли все фонограммы, “Ливня” раскаты грома, “Вчера 8 декабря 1980 года”, это была Нота причем москонцертовская. Александр Ситковецкий

А вот инструментальный арсенал группы изменился весьма сильно.

Александр Ситковецкий поменял свой Tobacco Sunburst Strat 1972 на новый Fender и стал владельцем гитарного усилителя Orange AD50.

Новый Страт появился зимой 1981, продал старый цвета sunburst 72-го года, купил 76-го цвета natural. Почему, не помню - искал свой звук (точно не Fender), на Страте мне осталось играть 2 года… Думаю, что [тогда же], зимой 1981 [и Оранж стал моим], так как на съемках Шляпы УЖЕ был Orange и ЕЩЕ был Fender Twin Reverb. После этого, думаю, мы с Изюмовым и окончательно поменялись. Александр Ситковецкий

Леонид Гуткин также поменял гитару, новый сезон он встретил с Vantage Bass, который включался в Fender Bassman 100, появившийся у группы осенью предыдущего года.

В арсенале Леонида Макаревича к Crumar Performer добавились синтезатор Moog Multimoog и москонцертовский электроорган Vermona Formation 2.

Одноголосый синтезатор Moog, который мы купили после ухода Криса. Александр Ситковецкий

Виктор Михалин пришел в группу со своими барабанами.

В Москве работал знаменитый “самодельщик” барабанов и палочек - некто Рамзани [Владимир Ронзани]. Перламутровая установка Вити - его произведение. Александр Ситковецкий

Это Рамзани бочка 20', томы 14,16,18, малый стандартный, чтоб под пластик подошел. Из тарелок помню только, что центральная Zildjian 15' была привезена мне папой откуда-то из-за границы и являла собой верхнюю часть хай хета... Остальное в тумане. Виктор Михалин

Свет, эффекты

К началу гастролей световое оформление сцены, как и “дым-машина” остались прежними, но у группы появились первые лазеры.

Первые красные лазеры были трубками длиной в полметра и диаметром в несколько сантиметров. Техники сидели в кулисах и направляли перекрещивающиеся лучи в дым в Хрониках, больше ничего. Александр Ситковецкий

Со светом Ситковецкий начал тщательно работать еще в эпоху «Високосного лета», и теперь он получил возможность, используя последние технические новинки, развернуться по полной программе. Пространство дворцов спорта, где, как правило, выступал «Автограф», пронизывали разноцветные лазерные лучи и наполняли клубы специально подсвеченного дыма, создавая психоделическую атмосферу. Движение и комбинации лучей строго увязывались с музыкальным развитием композиций. Когда группа выступала на открытых площадках, свечение и сполохи в небе от лазерных пушек местные жители часто принимали за НЛО и бомбардировали соответствующие службы тревожными сигналами.3

Пресса

25 января 1981 года в Клубе «33 1/3» «Комсомольской правды» по просьбам читателей появилась статья О. Панова «Право на автограф»

Сейчас «Автограф» готовит новую программу-спектакль. В ней с помощью света, декораций, различных театральных приемов будет сохранено единство стиля, что позволит создать своеобразный спектакль.4

Адреса молодых

В студии Останкино, февраль 1981

Первым официальным мероприятием профессионального коллектива «Автограф» стали съемки для ежемесячной телепрограммы «Адреса молодых» (Главной редакция программ для молодежи, ведущий - Александр Масляков), проходившие в Останкино, вероятно, в феврале.

На момент съемок у группы было 7 студийно записанных фонограмм:

Ливень
Пристегните ремни безопасности
Ирландия. Ольстер
Блюз «Каприз»
2000 лет
Цепочка дней
Монолог

Однако три из них (Каприз, 2000 лет и Цепочка дней) уже выпали из концертной программы, т.ч., вероятно, снято было что-то из четырех песен: «Ливень», «Пристегните ремни безопасности», «Ирландия. Ольстер» и «Монолог».

Качественно сняли 3 песни, точно не все “тбилисские”, что-то было еще, а может и не 3 песни, а больше. Ливень и Монолог - это возможно. Александр Ситковецкий

Эфир передачи мог состояться в марте или апреле, но был ли он точных сведений нет.

Никогда не показывалось, насколько мне известно. Александр Ситковецкий

Насколько я помню, передачу сняли, но в итоге так и не показали. Не прошли цензурный фильтр.5 Леонид Гуткин

В те годы не пропускал ни одного выпуска этой программы, помню и Зодиак, и Здравствуй, песня с Мазаем, и такую экзотику как Карши. А вот Автограф не помню((( 5 Александр Михайлов

Толик [Азанов] говорил про передачу, я ее ждал, смотрел выпуски передачи полгода примерно, но так и не выпустили.5 Новоселов Андрей

Однако

Записи состава много раз звучали по радио, ансамбль был показан в телепередаче «Адреса молодых».6 Аркадий Петров

Во время съемок вышеупомянутый Анатолий Азанов сделал серию отличных цветных фотографий, одна из которых впоследствии украсит разворот альбома «Автограф-1».

Фестиваль в Кирове

Виктор Михалин на сцене фестиваля в Кирове, весна 1981

Весной Александр Ситковецкий и Виктор Михалин принимают участие в 1-ом Всероссийском фестивале-конкурсе ВИА в Кирове, который проходил под руководством Юрия Саульского.

В Киров нас просто пригласили, как бы в жюри - как уже известных музыкантов и с подачи Юрия Сергеевича. Время провели хорошо )) Александр Ситковецкий

Новые песни

В феврале у группы появились 3 новые песни:

Между двух огней (Л. Гуткин – М. Пушкина, Б. Баркас)

Редко исполнявшаяся пьеса, тогда еще с текстом в последующем трансформировавшаяся в инструментал.

Скорее всего мелодия просто была недостаточно яркая. Леонид Гуткин

Объявлялась именно так, но игралась без слов. Всеволод Баронин

Марсианские хроники: ч. I – Начало экспедиции (А. Ситковецкий, Л. Гуткин, Л. Макаревич – М. Пушкина)
ч. II – Возвращение (Л. Гуткин – М. Пушкина)

Мелодия первой части это была Сашкина, все остальное мы нарубили уже на репетиции исходя из нужд концертной программы, т.е. понятно, что в середине нужен какой-то вздох и место свободное от пения высоким голосом. [В то время] у нас появилась 12-струнная гитара благодаря чему родилась вторая часть "Марсианских хроник" - я нарулил какие-то аккорды с этого все и началось. Леонид Гуткин

Марсианские хроники - увлечение книгами Рэя Бредбэри:)) Подумала, а почему бы и нет? Всегда жалела марсиан:)) Возвращение - просто представила себе человека, вернувшегося из космического путешествия, истосковавшегося по красоте земли. Маргарита Пушкина

Другим хитом, надолго запавшим в память зрителей, были "Марсианские хроники", завораживающая композиция с эффектными инструментальными разработками по мотивам рассказов Рэя Брэдбери. Использование технических новинок того времени, типа лазерных пушек и удачно подсвеченных дымов, создавали в зале сюрреалистическую атмосферу. Кстати, именно "Автограф" был первой группой, устраивавшей полномасштабное лазерное шоу - удовольствие по тем временам дорогое и редкое. С лазерными пушками и с сотрудниками служб технической безопасности отлично управлялся Юрий Цурков.
Первая часть "Хроник", именуемая "Началом экспедиции", предполагала обязательное исполнение и второй части - "Возвращение", более мелодичной и спокойной, повествующей о том, что мы, люди, космосу не нужны и для чужих миров наши имена ничего не значат. Возникали ассоциации с кадрами из "Сталкера" А. Тарковского, где лил фантастический земной дождь и на фоне изумрудной листвы и травы неприкаянно бродил белый конь из ниоткуда... Вопреки логичности такого двухчастного подхода, "Возвращение" исполнялось довольно редко. Концепция нарушалась. Между прочим, "Марсианские хроники, ч. I" имела семь (!) редакций, прежде чем был зафиксирован и одобрен окончательный вариант.7 Маргарита Пушкина

Интересно, что первая версия «Марсианских хроник» была у группы уже в конце 1979 года и вот полтора года спустя окончательный вариант был готов.

В марте еще две:

Пролог (Люди на Земле) (Л. Гуткин, С. Брутян – М. Пушкина, Б. Баркас)

Когда мы стали активно и очень интенсивно гастролировать стали появляться какие-то места в программе, которые уже не очень хорошо работали на стадионную публику и было понятно, что какие-то моменты надо заполнять, например, начало в виде "Пролога" - наше совместное полотно с Сережей Брутяном, его куплет, мой припев. Леонид Гуткин

Корабль (А. Ситковецкий – Б. Баркас)

В великолепном, искрящемся гармониями "Корабле" от Маргариты осталась одна-единственная ключевая фраза - "Отрешись от дел земных, посмотри, в лучах зари багровой...". Дальше шла захватывающая дух баркасовская история о красноватом от лучей зари корабле, который призраком появляется у причала и зовет в дальние дали... Но жители спят без задних ног после трудного дня, а потому упускают свой шанс.7 Маргарита Пушкина

Что касается текстов, то в основном это была подача со стороны Риты и в каких-то моментах подключался Борька Баркас, они предлагали какие-то варианты, которые мы пробовали на репетиции, если сразу не было ощущения, что они ложатся, выбирали лучший и соответственно корректировали какие-то моменты. Леонид Гуткин

Работа шла как обычно - черновики, споры, переделки, утверждение. Но без членовредительства:))) Сейчас, наверное, многое бы переделала, но это же было начало. Практики было не так много - хотелось впихнуть в текст как можно больше мыслей, которые казались в ту пору мудрыми :)) Маргарита Пушкина

Иногда в ранних песнях/пьесах был перенасыщенный инструментал, что пение просто некуда было воткнуть и оно "воевало" с музыкой. Леонид Гуткин

Первые пластинки

Синий миньон, весна 1981

Альбом лауреатов тбилисского фестиваля, лето 1981

Тестовая кассета магнитофона «Весна-211»

МНПЗ, май 1981. Вся группа в концертных костюмах

ДК Московского нефтеперерабатывающего завода

Ленинград, ДС Юбилейный

Забор Зея во всей красе, УСК ЦСКА, июнь 1981

Москова, УСК ЦСКА

Ростов-на-Дону, Дворец спорта

Свердловск, Дворец спорта

Свердловск, недалеко от служебного входа Дворца Спорта

Увертюра для «Автографа»,
Московский комсомолец, 3 июля 1981

Первая афиша группы, Москонцерт

Государственный дом радиовещания и звукозаписи,
ул. Малая Никитская, 24

Записанные треки

Клуб и художественная самодеятельность, №16, 1981

Баку, Дворец им. В. И. Ленина

«Автограф» перед концертом в Баку

Сухуми, филармония

"Отпуск" в Сухуми

Киев, Дворец спорта

Торсида на киевском льду

«Ливень» в Капотне, октябрь 1981

Москва, ДК АЗЛК

Москва, где-то в Перово, ДК завода «Стакоагрегат»

Тольятти, Дворец спорта

Волгоград, ДС Профсоюзов

Моспроект-1

Владимир, филармония

Вильнюс, Дворец спорта

Сборник «Песня на «бис», конец 1981

Москва, кино-концертный зал «София»

Весной в магазины поступил первый тираж авторского “синего” миньона группы (С62-15403-4).

Совершенно легендарный миньон, воспроизводящий три номера, вошедшие в сборник "Весенние ритмы. Тбилиси-80" (урезанная на 27 секунд "Пристегните ремни безопасности", "Ирландия. Ольстер" и "Блюз "Каприз"). Пластинка, на обложке которой впервые в истории СССР фигурировал термин "рок-группа" и которая на ближайшие четыре года оказалась единственным легальным изданием записей "Автографа" 8 Всеволод Баронин

Миньон допечатывался десятки раз вплоть до 1989 года и его общий тираж намного перевалил за миллион экземпляров.

Альбом «Лауреаты фестиваля «Весенние ритмы». Тбилиси-80» (С 60-15417-20) с теми же тремя песнями появился чуть позже, его оценочный тираж 150-200 тыс. Релиз имел огромный успех, и считался одной из самых дефицитных пластинок того времени, купить его было практически невозможно. В хит-параде «Московского комсомольца» альбом стартовал в сентябре с 10 места, а закончил год на первом.

Кроме этого «Блюз «Каприз» и «Ирландия. Ольстер» попали на тестовую кассету, которыми с апреля стал комплектоваться весьма популярный магнитофон «Весна-211 стерео».

Концертные костюмы

Единственный раз за всю историю группы у коллектива появились официальные концертные костюмы – худи разных цветов (белый, серый, черный и бардовый).

Да, эти куртки с капюшонами нам сшил Москонцерт по бог-знает-чьему дизайну, и мы честно их одевали где-то полгода. Александр Ситковецкий

Гастрольная жизнь началась

Настоящий профессиональный дебют ансамбля состоялся не в самом приятном уголке Москвы, в Капотне, в пятницу 15 мая 1981 группа отыграла в ДК Московского нефтеперерабатывающего завода два концерта, молодому коллективу пока разрешалось играть только отделение, в последующие два выходных дня коллектив еще по 3 раза выходил на сцену.

Первые официальные концерты "Автографа" от Москонцерта приходили весной 1981 года, это было в Капотне, в самом вонючем месте Москвы, там был огромный нефтеперерабатывающий завод, он снабжал запахами весь юго-восток, Москвы и шикарный Дом культуры. Я помню сначала пришла Алла Пугачева вместе с Русланом Горобцом, со всей группой "Рецитал", а на следующий день пришла группа "Круиз", вся.9 Александр Ситковецкий

Ехали от Щелковской в душном ЛИАЗе. Неуправляемый вопль вырвался сразу после первых раскатов "Ливня". Концерт записали на Panassonic. На след. день уже сидел за фоно и подбирал любимый "Ливень". Да , и это было счастье ) 10 Vadim Klokov

В мае 1981 года, число, конечно, не помню, наверное 16-го... Четко помню, что было очень тепло, даже жарко, мы долго ехали на дурацком автобусе от метро Кузьминки, наверное 30-40 минут. Все помню, как будто это было вчера... Ощущение счастья наступило с первых аккордов в зале. Брутян в черной рубашке навыпуск, на ней солнце... Полный сквер хиппи перед ДК. Живая музыка, которую не чаял услышать. Полное потрясение. Высокую шляпу Брутяна тоже помню :))) 10 Mikhael Shavradze

Новая программа

В программу выступления вошли наряду со старыми проверенными на публике треками и все новые композиции:

Пролог / Ливень – эта пара долгое время будет открывашкой концертов
Монолог
Марсианские хроники. ч. I – Начало экспедиции
ч. II – Возвращение
Пристегните ремни безопасности
Между двух огней
Ирландия. Ольстер
Корабль

Изменения в составе

После первой серии концертов коллектив покидает техник С. Мазурин, на его место приходят Александр Осипов, в последующем оператор “тяжелого” дыма и душа компании, и М. (Михаил?) Бухаркин, который, впрочем, покинет техсостав буквально через неделю после Ленинградских гастролей.

Гастроли

За Москвой последовал Ленинград, 23-27 мая, ДС Юбилейный, 5 концертов (2+2+1+1+1).

Затем два “левых” предпраздничных концерта в ДК Люберцы, в субботу 30 мая.

Немного, но были, наша с Крисом старая школа и связи Лета помогали ) Александр Ситковецкий

Забор Зея

Для следующего выступления «Автограф» подготовил грандиозную сценическую конструкцию из алюминиевых труб:

К московским концертам в ЦСКА летом 1981, появился Зеевский “забор”. Идея Зея-Сита - Орган. Также хотелось посильной монументальности и, по возможности, определенного “интима”, собственного пространства на большой сцене, где часто выступали и др. артисты. Возили “забор" недолго - больно хлопотно было, это не про деньги. Александр Ситковецкий

Кроме “забора” появилась первая, совсем низкая, подставка для барабанов, с этих концертов подиум будет присутстовать практически на всех выступлениях группы, он претерпит множество изменений, но всегда будет на сцене.

Моя идея-фикс. В рок-группе барабаны должны быть высоко на сцене - над всеми остальными. Это и эстетично с точки зрения сценографии, облагораживает сцену - убирает массу предметов и проводов снизу, оставляя нам больше места, а главное - так было у всех больших рок-групп. Александр Ситковецкий

Тяжелый дым

В это же время к арсеналу эффектов группы добавился тяжелый дым – густой белый пар без запаха, который получался из сухого льда и по идее не должен подниматься высоко от пола.

В Киеве когда Шура Осипов кидал замерзший кусок сухого льда в кипящий тен с водой, а на Витю сзади выплескивалось такой мат стоял в микрофон. Александр Ситковецкий

Гастроли

2-7 июня, Москва, УСК ЦСКА, 8 концертов (в выходные по 2 выхода на сцену).

Это был для нас большой прорыв, нас представлял Москонцерт в ЦСКА, был биток, был Хазанов и были еще какие-то эти самые. Мы играли там отделение. Александр Ситковецкий

Новая песня

В июне у группы появилась очередная новая песня:

Перемены (А. Ситковецкий – М. Пушкина, Б. Баркас),

известная также как «Фам Ван Донг». В репертуаре коллектива композиция продержалась полгода, записей, похоже, не сохранилось, осталась лишь строчка текста:

Нет причин привычки нам менять, ждать каких-то перемен...

Название родилось из первой вокальной "рыбы", где Брут, знавший 7 азиатских языков, родил похожее на слух сочетание слогов. Леонид Гуткин

Никак не могла понять, о чем должен быть текст к такой музыке, где звучала вполне себе вьетнамская "рыба": "Фан-Ван-Донг":)) Текст "Перемен" тоже не помню. Маргарита Пушкина

Кроме Фам Ван Донга и пары других песен мы ничего неудачами не считали - все валили на публику, настолько были самонадеянны )) Понимаешь, сама песня была неплоха, хотя и явно не первого уровня (Корабль и пр.). Наверное, психологически наложилось крайне неудачное исполнение… Да и другие новые песни появлялись быстро. Александр Ситковецкий

Гастроли

11-14 июня, Ростов-на-Дону, Дворец спорта, 8 выступлений (1+1+3+3)
18-21 июня, Свердловск (теперь Екатеринбург), Дворец спорта, 10 концертов (2+2+3+3)

Мы ждали самолет целый день 40 градусов жары и там ничего не было в магазине кроме коньяка, соответственно целый день пили горячий коньяк, мерзость надо сказать редкая, [а вечером] меня грузили в самолет – “так хорошо проходил под скобочкой” - Михалин меня подтолкнул, оббежал и с другой стороны поймал за голову, причем сам был не лучше меня и в принципе мог и не поймать. Леонид Гуткин

Пресса

3 июля в «Московском комсомольце» выходит большая статья с фотографией Геннадия Головко «Увертюра для «Автографа».

Сложно определить одним термином музыкальную направленность ансамблей, исполняющих полифоническую, многостилевую музыку, музыку, как сплав элементов самых различных ее видов. И, пожалуй, термин «прогрессивный» или даже в какой-то степени «интеллектуальный» рок для характеристики «Автографа» направит читателя на поиск аналогов. И они, несомнен­но, есть. Однако на нашей профессиональной эстраде таковых, пожалуй, не имеется.1

Фотосессия для афиши

Во время небольшой летней паузы на базе группы в ЦДК ВОС прошла фотосессия для первой москонцертовской афиши группы - каждый солидный коллектив должен иметь афишу с фотографиями.

Сценический имидж группы также был весьма выразителен. Усики, бородка и длинные волосы были, мягко говоря, не только у Михалина, и вообще весь состав изрядно напоминал оживших героев известного романа Дюма: Ситковецкий – изящного Арамиса, Гуткин - юного и пылкого д’Артаньяна, Михалин – благородного Атоса, а Леонид Макаревич – молодого кардинала Ришелье. И только кряжистый Брутян вызывал в памяти скорее образ не Портоса, а популярного греческого певца Демиса Руссоса: чернобородый, в длинном плаще, с мощным высоким голосом…3

Студия

В августе коллектив работал в ГДРЗ, где записал в одной из лучших студий страны, статус профессионального коллектива позволил это сделать, четыре песни: Монолог (в новой аранжировке), День и ночь, Марсианские хроники, ч. I и Корабль.

Очень смутные воспоминания про первую запись. Писались, по-моему в их лучшей - 5-й студии с шикарным пультом Neve, режиссера не помню, мог быть Юрий Гриц, мы с Гуткиным наверняка участвовали в сведении. Запись была приличной для нашего уровня 81-го года, звукорежиссер особенно не напортачил, но для меня в ней явно не хватало энергии - той энергии, которую мы щедро выплёскивали на живых концертах. Поэтому, когда пришла очередь куда-то записи пристраивать (радио и пр.), я всегда предпочитал наши концертные работы с пульта ЛЛ, пусть и не в студийном качестве, но “пёр” со сцены все компенсировал. Александр Ситковецкий

Конечно же, [звук группу] не устроил и не мог устроить. В 81 г. в СССР просто не имелось опыта записи подобной музыки. Но тогда выбирать не приходилось. Любая возможность записаться в "настоящей" студии почиталась за счастье. Леонид Гуткин

КХС

Во втором августовском номере (№16) весьма авторитетного журнала «Клуб и художественная самодеятельность» появилась статья ведущего советского музыкального критика Аркадия Петрова.

Наряду с серьезностью текстов песен главное в композициях группы — музыка, инструментальное начало. Композиции «Автографа» — чаще всего развернутые, многоплановые звуковые фрески. И слушая их, можно наглядно ощутить зарождение звука-зерна, его развитие, трансформацию. Мелодический материал в этих пьесах зримо «прорастает», кустится, цветет, становится радужной «коралловой колонией». Он расщепляется на отдельные потоки, его краски смешиваются в причудливых комбинациях.6

В комплект журнала входили 2 гибкие пластинки, на второй стороне второй из них были опубликованы два трека группы: необычный инструментальный вариант песни «Ливень» и «Пристегните ремни безопасности».

... не могу припомнить запись инструментального "Ливня". "Ливень" с Брутяном был записан лишь однажды в студии ВГИКа в 1980 г., в полном варианте. Тот вариант имел очень длинный инструментальный кусок в середине, поэтому, я думаю, что "Мелодия" или кто другой просто отрезали первые три и последние три куплета и оставили лишь инструментальную середину во избежание греха... Александр Ситковецкий

Это означало, что группу заметили и оценили серьезные профессионалы!

Изменения в составе

В августе в коллектив “пришел” Пётр Вавиленков.

“Мертвая душа” на зарплате, из которой мы доплачивали всем реальным рабочим, но и никогда не отказывался помочь, если было надо. Александр Ситковецкий

Гастроли

Летняя пауза закончилась и группа отправилась в небольшой южный тур:

21-28 августа, Баку, Дворец им В. И. Ленине, 10 отделений (в выходные по 2 концерта)

Работали полным вторым отделением, в первом - джазовый контрабасист Анатолий, не помню фамилии [возможно, Анатолий Миончинский] с певицей. Даже конферанса не было, я сам объявлял первое отделение из рубки кино-оператора. Александр Ситковецкий

На разогреве... Ларка Долина с мужем. Поют джаз. Публика так себе - скучает. А вот потом... первый раз в жизни я мог сказать, что это было настоящее рок-шоу, настоящий рок-концерт мирового уровня причём со своей отличной музыки... Даже апапараты помню на сцене - Orange.11 smoothieX12

Нет, Долиной не было Леонид Гуткин

После концерта нам сказали на уборку аппаратуры у вас есть 40 минут, завтра выступает Алиев. Все уже оцепило КГБ мы носим всё в кучу, типа: “сдвиньте пока, а потом складывайте” и когда мы сдвинули сцена вдруг пошла вниз, вся, зал серьезный тысячи 3 – 4, думаю, уйдет немножко вниз остановится, а там внизу 7 этажей (!) — это правительственный зал. Александр Ситковецкий

2-5 сентября, Сухуми, летний зал филармонии, 4 концерта

Мы играли в Филармонии, а жили в общежитии Института тропических растений или чего-то такого. Институт в сентябре пустовал, мы жили прямо в саду и кормились с деревьев. Райское место, рядом чистый песчаный пляж, к нам приехали все жены/девушки и получился мини-отпуск с концертами. Александр Ситковецкий

Возможно, именно в Сухуми или Баку зрителям впервые был представлен «Вчерашний день».

Я его помню на каких-то летних сборных концертах. Леонид Гуткин

Новые песни

В сентябре группа заканчивает работу над еще четырьмя новыми песнями, две из них:

Старинная баллада (Л. Гуткин – М. Пушкина)
Вчерашний день (С. Брутян – М. Пушкина)

станут широко известными и надолго останутся в репертуаре группы.

Предвестником современной готической музыки можно назвать исполняемую тогда "Автографом" "Старинную балладу", основанную интонационно на традициях музыки XVII - XVIII веков.7 Маргарита Пушкина

Баллада родилась за 10 мин. после каких-то первых гастролей, если не ошибаюсь, в виде муз. наброска на пианино. Потом вместе дорулили на репе, но все партии (кроме гит. соло) уже вчерне были в голове. Леонид Гуткин

Старинная баллада - адаптация под песенный текст одного из моих стихотворений, то же самое с песней "Вчерашний день" - сначала было стихотворение, при адаптации к "рыбе" были внесены некоторые изменения. Маргарита Пушкина

Незадолго до концерта позвонил Ситковецкий и, как всегда, торопливо, проглатывая половинки слов, поведал о том, что только сейчас музыканты «въехали» в смысл текста песни «Вчерашний день» («Все станет вдруг вчерашним днем до мелочей понятным, но вряд ли силы мы найдем, чтоб повернуть обратно», - были такие строки в стихотворении, превращенном потом Сергеем Брутяном в грустную балладу), и что именно с нее будут начинать свое выступление, ибо она (эта песня) многое теперь объясняет.12 Маргарита Пушкина

Вчерашний день был одной из многих моих песен, которую я написал в 1980 г. вместе Ритой. До этого и даже после моего ухода из Автографа, исполнялись некоторые другие мои вещи, наиболее долго песня «Пролог».13 Сергей Брутян

Другие две:

Живая вода (Л. Гуткин – М. Пушкина)
Мастер (А. Ситковецкий – Б. Баркас)

не оставят никаких воспоминаний…

Живая вода, возможно это один из не прижившихся вариантов слов на другую песню. Мастер тот не помню вообще, но тогда мы так фонтанировали материалом, что беспощадно выбрасывали все проходные песни. Леонид Гуткин

"Живую воду" вообще не помню. Маргарита Пушкина

Пресса

В сентябре в газете «Вечерний Харьков» появляется материал М. Борисова «Рок: «Автограф»

На концертах ансамбль старается придать выступлениям максимальную эффектность. Для этого используются разнообразные технические средства, в том числе разноцветные дымы и лазеры. В планах "Автографа" создание музыкально- светового спектакля.14

18 сентября «Московский комсомолец» опубликовал хит-парад за август, 9 и 12 места в нем занимали песни «Автографа»: «Корабль» и «Блюз «Каприз» соответственно.

Изменения в составе

Технический состав пополняется пятым техником, им становится В. Сысолятин.

Он был худенький и слабенький поэтому ему поручали задания, не требовавшие таскания аппаратуры. Александр Ситковецкий

Гастроли

После очередной небольшой паузы последовали:

поездка на Украину, 10-13 октября, Киев, Дворец спорта, 8 аншлаговых концертов (3+3+1+1). Это были первые сольные выступления группы в Москонцерте, хотя коллектив еще не имел права на них.15

Зал был полный, народ не пускали на лед и они начали спрыгивать - “торсида”. Партера не было, Лебедев и Фишкин сидели сбоку, где хоккеисты сидят, на коврике и в тулупах, одолженных Дворцом. Александр Ситковецкий

В Киеве в барабанной установке впервые замечены два металлических тома 14 х 10, возможно, производства того же мастера Ронзани.

Я не помню точно, где я их заказывал, но точно помню последовательность - сначала мне откуда-то досталась стойка под 2 тома, что мотивировало на поиск возможности что-то на нее повесить. Виктор Михалин

На обратном пути

После отмечания “зеленого” концерта чувствовали мы себя очень плохо)) Александр Ситковецкий

Cнова Капотня, 16-18 октября, ДК МНПЗ, 8 выступлений (2+3+3)

Мы попали в зал в конце первого куплета «турбореактивной» первой части «Марсианских хроник» («Часть I – Начало экспедиции»). Тем, кто знает, не надо объяснять, что моя нижняя челюсть мигом оказалась где-то на уровне колена. Подобного шока я больше в жизни на концертах не испытывал и уж наверняка не испытаю…
В общем, как сказали бы в те годы, я сильно протащился. Прослушаны (и записаны с микрофона) были в полном виде следующие пьесы: «Марсианские хроники: Часть II – Возвращение» / «Пристегните ремни безопасности» / «Старинная баллада» / «Ирландия. Ольстер» / «Корабль».16 Всеволод Баронин

ДК АЗЛК, 23-25 октября, 4 концерта (1+1+2)

Завершил московскую серию очередной предпраздничный “левый” концерт в ДК Станкоагрегат, 4 ноября.

Пресса

«Корабль» «Автографа» остается на 9 месте в сентябрьском хит-параде «Московского комсомольца», опубликован 16 октября.

Гастроли

После ноябрьских праздников группа продолжила гастроли по стране:

11-14 ноября, Тольятти, Дворец спорта, 8 отделений (1+2+2+3)
19-22 ноября, Волгоград, Дворец спорта, с десятью выступлениями (2+2+3+3)

В Волгограде был триумфальный приём, [после «Баллады»] народ сразу встал на уши. Леонид Гуткин

Во Дворце Спорта исполнялись "Марсианские хроники", был на двух концертах. Причем в первом выступлении в пьесе "Ливень" были вступительные громовые "взрывы", в следующем концерте звучали просто раскаты, без акцентированных ударов грома.)17 Игорь Логинов

Я помню, как мы играли «Фам ван донг» и этот риф повторяли минут 10, кричу Макару: "Играй чего-нибудь", а он та-тап, та-тап… и Лебедев полез под пульт. Виктор Михалин

Байка

Ленькин фагот - пыточный инструмент для всех остальных, а потом у него тогда кошка была, которая любила писать в чехол и когда чехол открывался, даже наше амбре, потому что мы после концерта хорошо пахли, но это перешибало все. Александр Ситковецкий

В Волгограде это было… У меня специальность была в консерватории в понедельник в час дня, мы гастроли завершали в воскресенье и я первым самолетом вылетал в Москву. В какой-то момент мы совершенно дико нажрались, и я практически без сна, думал в самолете отосплюсь, приезжаю на специальность, и я сам чувствую, что от меня просто несет даже не перегаром, а уже таким недогаром просто непотребным. Мой профессор Роман Павлович Терехин, из старой гвардии, интеллигентный такой дядечка, я открываю фагот оттуда соответственно кошачьи ссаки и от меня [тоже не лучше], он принюхался и говорит Лёнечка, а почему у вас от футляра пахнет пивом. Леонид Гуткин

Гастроли

Еще одно “незаконное” выступление 9 декабря в зале Моспроекта-1, где дебютировал новый ассистент звукорежиссера Борис Мицюра. Юрий Фишкин продолжал работать заместителем директора автобазы и не всегда мог выезжать на концерты в другие города, это и потребовало взять на работу еще одного помощника звукорежиссера.

Следующим городом стал Владимир, где в выходные, 12-13 декабря, «Автограф» отыграл 6 концертов в областной филармонии.

А 17-20 декабря, группа была уже в Вильнюсе, 7 выступлений во Дворце спорта (1+2+2+2).

ТВ трансляции

По воспоминаниям, Литовское телевидение вело прямую трансляцию одного из выступлений группы:

Было это в 79-80гг., точно не помню. Жил я в г. Лиепая, тогда Латвийская ССР. Утром в нашем дворике я встретил нескольких товарищей с вытаращенными глазами. Оказалось, что накануне ночью по Литовскому ТВ показали живой концерт новой неизвестной из них никому группы название коей - "Автограф". Один из товарищей записал его на свой бабинник. Концерт проходил в г.Вильнюс. Как мне сказали, солировал армян в балахоне и с волшебным голосом. Дружно отправились слушать. Все в восторге. Из композиций запомнил - Старинная баллада, Ирландия, Нет причин привычки нам менять, Пристегните ремни... Длина концерта ~ 1час. Евгений Малащук

Нет, не помню, тогда это было еще невозможной редкостью. Александр Ситковецкий

Новое оборудование

В Вильнюсе у группы появились новые барабаны – французской фирмы ASBA.

Да, это французская ASBA, которую я выменял в Вильнюсе у Алика Орлова на уже умиравший Крумар. Витя приделал к ней [свои] металлические томы. Звучало ужасно )) Александр Ситковецкий

Пресса

«Корабль» поднимается на 7 место в хит-параде «Звуковой дорожки» за ноябрь, об этом «Московский комсомолец» сообщил 24 декабря.

На бис

В конце года фирма «Мелодия» выпустила миллионным тиражом сборник популярных песен - «На бис» (С60-16879-80). Последним треком на второй стороне был «Блюз «Каприз» «Автографа».

Завершился год “подпольным” новогодним концертом в московском кино-концертном зале «София», 30 декабря.

В 1981 году «Автограф» 111 раз выходил на сцену в 12 городах страны.

С конца весны 1981 года мы начали много ездить на гастроли. Нам отдавали второе отделение во дворцах спорта, и мы обычно работали по схеме "2-2-3-3": приезжали в город в четверг и работали два концерта в четверг, два - в пятницу и по три в субботу и воскресенье. Отделение у нас было по часу. Очень тяжелая была работа, но за первый год интенсивных гастролей мы наработали хорошую групповую слаженность, профессионализм, и, что немаловажно, - мощнейшую взаимную энергетику. Ведь не нужно забывать, что хотя мы очень много работали, мы еще почти каждый день репетировали.2 Александр Ситковецкий

Карта событий 1981 года

  1. Г. Головко Увертюра для "Автографа". – Московский комсомолец, 3 июля 1981
  2. Всеволод Баронин "Автограф": Возвращение профессионалов. – Play #12, 2005
  3. Автограф: от Intro до Coda. – www.avtograf25.ru, 26 февраля 2005
  4. О. Панов Право на автограф. – Комсомольская правда, 25 января 1981
  5. Похоже, наконец, удалось определить… Комментарии. – Facebook, 13 августа 2021
  6. Аркадий Петров Автограф. – Клуб и художественная самодеятельность, №16, 1981
  7. Маргарита Пушкина Забытый Автограф. В книге «Легенды русского рока». – М.: Леан, 1999
  8. Всеволод Баронин Кружатся диски. – Play #12, 2005
  9. Гитарные истории: В гостях А. Ситковецкий, А. Беркут и В. Гаина. – Youtube, 24 октября 2020
  10. Автограф 1984 (магнитоальбом). Комментарии. – Facebook, 23 февраля 2021
  11. Автограф - Истина/Монолог. По вашим письмам (Мелодия, 1985). Комментарии. – Youtube, 22 декабря 2020
  12. Марга Пушкина Привет с того света или письмо с автографом батьке Шевчуку. – Off-социальный сайт Маргариты Пушкиной
  13. clegg Интервью с Сергеем Брутяном. – avtograf.co.ru, 21 марта 2006
  14. М. Борисова Рок: «Автограф». – Вечерний Харьков(?), сентябрь 1981
  15. Александр Ситковецкий Назад в будущее 6: О триумфе в Киеве и своей новой книге. - Youtube, 24 декабря 2021
  16. Всеволод Баронин Концертные хроники. – LiveJournal, 5 апреля 2010
  17. Автограф 1984 (магнитоальбом). Комментарии. – Youtube, 1 октября 2020
  18. Александр Ситковецкий Рабочий журнал. 1972-1990

clegg

25 декабря 2021 года
специально для avtograf.com.ru

P.S. Уважаемый читатель, если у вас есть дополнительная информация об описанных событиях, пожалуйста, напишите нам.