Love It or Hate It

Александр, скажите, Вы следите за творчеством Стива Вая? Вам нравится его музыка?

Определения «нравится или не нравится», на мой взгляд, к Стиву Ваю неприменимы. Он - из тех музыкантов, творчество которых или полностью принимается и увлекает, или оставляет не просто равнодушным, но откровенно раздражает («love it or hate it»).

Я - из числа первых. К Ваю пришел от Сатриани. чей «Surfing with the Alien» (1987), подаренный мне Алексом Лигертвудом (тогдашним вокалистом Сантаны) на совместном концерте в Москве, заставил меня впервые задуматься о собственном альбоме инструментальной гитарной музыки. Позже, сдирая целлофан с только что приобретенного «Passion and Warfare» (1990) Вая, я ожидал услышать нечто похожее... Но ошибся.

Несмотря на общие «Сан-Францисские» корни, уроки у Сэтча и, позднее, совместные проекты, талант Стива Вая - совсем другого замеса. Если Сатриани - это джентльмен гитары, ласковый и умелый любовник, никогда не переходящий грани грубости, то у Вая никаких рамок и ограничений нет. Он следует за своим необузданным. неприрученным темпераментом, не обращая внимания на существующие условности или правила игры. Вай - буен, нежен, яростен, непредсказуем. В этом и есть его загадка. Некоторые называют его «черным» гитаристом. Не согласен. В жизни Стив - достаточно скромный, иногда даже стеснительный человек. Несмотря на яркую рок-н-ролльную внешность и привычку одеваться в черный цвет, он хорошо воспитан и производит впечатление личности значительно более глубокой, чем предполагает внешний фасад.

С позиции профессионала что вы думаете об игре Стива?

Вай невероятно самобытен: впечатление такое, что стиль, метод, технику игры на гитаре он сам изобрел для себя заново. Сатриани, конечно, же - прекрасный гитарист-виртуоз, методичный и правильный. Но Вай - музыкант-гитарист (в этой последовательности), удивительный коктейль из дьявольской виртуозности, нестандартного мелодического мышления и эпатажности. Его звук, тембр и тон его инструмента уникальны и легко узнаваемы, при этом создается впечатление, что дай ему любую гитару и включи в любой усилитель - ничего не изменится. Когда-то нечто подобное говорил и Ван Хален.

Ваше мнение о роли и значении Стива в мировой гитарной музыке?

Современных (70-е годы не трогаю) гитаристов, которые бы оставили яркий, ни на кого не похожий след в истории электрогитары, немного, хватит пальцев двух рук, чтобы их пересчитать. Вай - не изобретатель, как Eddie Van Halen, не утонченный до сахарина аристократ, как Eric Johnson, не методист-виртуоз, как Сэтч. Стив Вай - это то скрытая, то обнаженная эмоция, ведущая его пальцы и сердце. Вы говорили, что посещали концерт Вая в Лос-Анжелесе.

Какие у вас остались впечатления?

Самые сильные. Без какого-либо светового шоу, с приличным звуком в рядовом театре на 1500-2000 мест, с непростой для понимания большинства музыкой и мелодикой, он не пытался «поставить на уши зал» - он настолько над этим залом довлел, что просто его загипнотизировал. Невероятная виртуозность и демоническая внешность не служили самоцелью - она лишь еще больше завораживала слушателей. Его музыканты также были на высоте, особенно Billy Sheehan (бассист); было видно, что происходящее на сцене для всех них - истинное удовольствие. При этом рок-н-рольного разгильдяйства не было - было увлеченное совместное музицирование высшего порядка, когда от игры возникает такая энергия, что зритель воспринимает ее уже не на уровне нот и пассажей, а как некое цунами, власти которого отдаешься без сожаления. Должен здесь чуть остудиться и напомнить, что это лишь мои личные, далеко не объективные впечатления, которые вполне могут не совпадать с мнением окружающих.

Александр Ситковецкий
группа «Автограф», сольные проекты.

2006
Guitars Magazine, No. 4