Рецензия на цифровой сингл группы «Автограф»
«Храни» (2020)

АВТОГРАФ
Храни
(Digital Single)

2020 Sit Down Music UPC 859743958211
1 track = 5'18"

Появление в публичном интернет-пространстве первой новой за почти 32 года пьесы некогда ведущей рок-группы ещё СССР было воспринято полярно: пока одни неподдельно восторгались и писали о «лучшей новости последнего 30-летия», другие (очевидно, серьёзные и высокодуховные рок-девы в грязных чёрных джинсах и майках с волками) мрачно рассуждали о «сбитых лётчиках», у которых «плохо с бизнесом». На деле же цифровой сингл «Храни» – это больше, чем новая, пусть и в высшей степени традиционная в сосбственных рамках для «Автографа» пьеса. Это, извините уж за пафос – заявление.

На самом деле хорошо засекреченные слухи о шеститрековом мини-альбоме «Автографа», для которого «уже в основном написан музыкальный материал», ходят-бродят в московских профессиональных кругах ещё с зимы 2012–2013 годов. Но то слухи, а сингл – вот он, перед вами. И хотя совершенно понятно, что музыканты никак не могли предвидеть мировой паники по поводу пандемии модного вируса, но песня воистину сама написалась на общемировую злобу дня. И, как это и раньше получалось у «Автографа» – это не конъюнктура (да уж, не толстый роман от лица модного вируса!), но позиция: вспомните песенное творчество группы середины 80-х и ещё раз осознайте, что это значит. Смешно сказать, но в наше время музыкальных не то что однодневок, но буквально 15-минуток, «Автограф» напомнил всем, владеющим русским языком, что это такое – серьёзная с музыкальной точки зрения пьеса с не менее серьёзным текстовым посланием. Словом, всё, как в те времена, когда «Автограф» был ведущей рок-группой СССР и держал это звание с минимальным уровнем конкуренции со стороны иных имён.

Ещё более отрадно, что «Храни» – и это естественно для первого за 30 с лишним лет номера группы – более чем пригоден для самого первого знакомства с «Автографом» вообще. И с первого же прослушивания понятно, что «Храни» со своей довольно простой клавишной аранжировкой виртуоза Леонида Макаревича, агрессивными и мелодичными гитарными соло лидера группы Александра Ситковецкого и уместным соло саксофона Сергея Мазаева (если кто забыл – он входил в состав «Автографа» в 1986–1989 годах) очень тяготеет в «пост-американскому» периоду творчества группы, то есть к альбому «Каменный край» (1989). Собственно, «Храни» была бы не лишней на этом альбоме… Да, этот трек – настоящий имперский AOR, то есть «рок для взрослых» – читай, для умного и ответственного слушателя, которого волнуют не танцы и не путешествия по улице с магнитофоном или мобильной акустикой, а качество записи и глубина заложенной в пьесу эмоции – всё то, что раскрывается при прослушивании на хорошей, и лучше компонентной, аппаратуре. При этом трансатлантическое продюсирование Александра Льва-Коновалова (известного многим как гитариста кавер-проекта Леонида Гуткина Balls Of Fire) оказалось намеренно простым, что для возвращения группы к слушателю просто идеально. С другой стороны, легко представить, как могла бы быть аранжирована «Храни», если бы за дело взялся Игорь Замараев, некогда работавший над «Каменным краем» – но в век интернет-музыки лучше выстраивать звук аранжировочно проще и прямолинейнее. Однако более читаемые партии клавишных, а также бас-гитары Леонида Гуткина в миксе не помешали бы… А тем, кто далеко не первый год знаком с творчеством «Автографа», «Храни» покажется ещё и хорошо знакомой пьесой, и не только потому, что второе, финальное гитарное соло очень схоже с таковым в пьесах “V.Su.a.Lize” и “Grand Finale” с последнего сольного альбома Александра Ситковецкого “Full House” (2016). Неудивительно: композиторская и исполнительская манера гитариста всегда с ним, а сама новинка наследует таким образцам гимнописательства «Автографа», как «Корабль» (1981), «Истина» (1983) и «Мир в себе» (1986 / 1990). Отдельной строкой нужно отметить отличную вокальную форму Артура Беркута, исполнившего «Храни» так, как будто на дворе по-прежнему середина 80-х. Остаётся только надеяться на продолжение пиршества звука в новых перспективных пьесах группы и… позавидовать тем, для кого пьесе «Храни» станет первым знакомством с «Автографом»

Всеволод Баронин

Jul. 1st, 2021 at 7:32 PM
Яндекс Дзен