«Автограф» в «Олимпийском»

В четверг 23 июня в ДС «Олимпийский» прошел юбилейный концерт группы «Автограф» - наверное, самого легендарного отечественного рок-проекта 80-х годов прошлого века. К этому десятилетию, пожалуй, самому плодотворному для российского рок-н-ролла, история группы привязана очень плотно и отчетливо: отмеченный 25-летний юбилей напоминал о дебюте «Автографа» в 1980-м году (на знаменитом рок-фестивале с участием «Машины времени» и «Аквариума» в солнечном Тбилиси), а последний свой концерт ансамбль дал в январе 1990-го в холодном Саранске.

Фирменным стилем «Автографа» был арт-рок, актуальность которого для мировой музыки уже в то время сходила на нет. Зато это академичное направление, будучи формально «высокохудожественным» и предельно далеким от радикального панк-рока, позволило музыкантам группы сделать успешную карьеру еще в первой половине 80-х, до начала горбачевской перестройки, пока рок-музыка в СССР еще находилась под фактическим запретом. В частности, «Автограф» стал единственной советской группой, принявшем участие в состоявшемся 13 июля 1985 года грандиозном телефестивале Live Aid – пожалуй, самом значительном в рок-истории событии после пресловутого Вудстока. Телетрансляцию этой беспрецедентной акции, проводившейся в поддержку голодающих детей Эфиопии, смотрели 2 миллиарда человек, а участие в ней приняли такие звезды, как Queen, Led Zeppelin, Пол Маккартни, Мик Джаггер, Оззи Осборн с Black Sabbath, Дэвид Боуи, Джордж Майкл, Стинг, Элтон Джон, Dire Straits, U2 и примкнувшая к ним Мадонна.

Неудивительно, что, рассказывая со сцены «Олимпийского» о том, как группа решила тряхнуть стариной и дать юбилейный концерт, бессменный лидер-гитарист «Автографа» Александр Ситковецкий отметил, что в этом году еще одним юбилеем для проекта является 20-летие Live Aid. Кроме Ситковецкого, на сцене были все остальные участники «золотого состава» «Автографа» - бас-гитарист Леонид Гуткин (ныне - глава звукозаписывающего лэйбла «Крем Рекордз»), барабанщик Виктор Михалин (сейчас - владелец табачного магазина «Гавана» на Комсомольском проспекте), клавишник Леонид Макаревич (по-прежнему преподает фортепиано студентам в консерватории) и вокалист Артур Беркут (с 2002 года поет в группе «Ария»). Кроме них, на сцене появлялись другие участники «Автографа» разных лет: Крис Кельми (клавишные), Сергей Мазаев (саксофон), первый вокалист «Автографа» Сергей Брутян (ныне - адвокат Гильдии российских адвокатов), а также молодой барабанщик Владимир Жарко. Группа исполнила практически все свои хиты разных лет - от самых ранних композиций («Пристегните ремни безопасности», «Ливень», «Ирландия, Ольстер») до зрелых боевиков с последнего альбома «Каменный край», выпущенного в 1989 году.

Безусловно, музыканты подошли к концерту в самом разном состоянии: одни не играли много лет, другие, как Беркут, прошедший хорошую закалку в «Арии», оказались в расцвете творческой формы. Но особого разнобоя не получилось, так как «Автограф», как и в лучшие годы, сделал ставку на качественный звук. Мощности аппаратуры организаторы в лице известного промоутера Андрея Агапова ради такого события не пожалели; кроме того, для озвучивания концерта чуть ли не впервые в России применили новейшую саунд-систему Surround Sound 5+1 (3D-music), для работы с которой специально был выписан специалист из Швеции. В результате «Олимпийский», имеющий репутацию плохо озвучиваемого зала, удалось «прокачать» по полной программе, и отдельные огрехи техники игры иных растренированных членов группы слух особо не резали. Кроме того, закрыв для входа и задрапировав боковые трибуны, организаторы смогли добиться эффекта известной заполненности зала: очевидно, что сама идея юбилейного концерта полузабытого «Автографа», будучи ностальгически-элитарной, аншлага в «Олимпийском» изначально не предполагала.

Тем не менее, сам концерт выглядел вполне эпично и наглядно продемонстрировал, каким образом «Автограф» мог задолго до «Тату» проводить успешные гастрольные туры по странам Запада. К слову, существование группы в качестве рок-полпреда советской страны за рубежом нередко оказывалось куда более сюрреалистично, чем ее тщательно выстроенная музыка. В завершение этого текста уместно привести поведанный Ситковецким корреспонденту ИА «Выборы-Инфо» рассказ о специфике гастролей «Автографа» в 1988 году по бурлящей в ту пору Восточной Индии.

«Мы въехали в штат, где было опасно, - то ли Мизорам, то ли Манипур, где-то на границе с Бирмой. Я заставил всем музыкантам дать по машине, а, в соответствии с советско-индийским соглашением, к каждому из нас была приставлена охрана. В итоге картина такая: едет кавалькада автобусов. Впереди - джип, в котором сидят 8 автоматчиков - полиция. Затем шел открытый грузовик с военными, человек 40, и между ног у них торчит огромная мортира, наверное, 20-х годов. Затем шли пять маленьких машин, индийских «амбассадоров» с музыкантами - по одному ехали, развалившись, друг с другом не разговаривали. Затем шел автобус с медсестрами, которые должны были нас выручать, если с нами что-нибудь случится на горной дороге. Там же ехали наши техники, которые утешали блюющих медсестер, а блевали они прямо в окна: дороги невозможные. Потом шел еще один грузовик с войсками и еще один джип с полицией, честно, не вру. И вот, кому-то захотелось пописать. Спрашиваем: можно остановиться и справить нужду? Нам отвечают: да, конечно, одну секунду. Берут мегафон, начинают что-то орать. Из грузовиков выходят люди, выкапывают какие-то противотанковые рвы, устанавливают мортиру, устанавливают пулеметы и мешки - все это недолго происходит, где-то часа полтора. Наконец, говорят: ну, вылезайте, теперь уже можно. Мы отвечаем: да нет, спасибо, собственно, уже и не надо... Ну, как хотите! Все это в обратной последовательности закапывают, водружают мортиру назад на грузовик – и едем дальше».

29.06.05
ИА «Выборы-Инфо»