15 мыслей Сергея Мазаева

В год своего 60-летия основатель группы «Моральный кодекс» подвел пару итогов и признался, что совсем не боится показаться чересчур пафосным.

1. О возрасте

Шестьдесят лет – совершенно неожиданный возраст. Не могу понять, это много или мало. Праздновать не буду в этом году. Вообще! Разве что с семьей торжественно поужинаем – и все.

2. О рок-музыке

Для меня рок-музыка началась с пластинок. Первая у меня появилась, когда я уже ­занимался в школьном духовом оркестре и иг­рал на кларнете. Это был альбом III Led Zeppelin без обложки. Он позволил мне меняться с друзьями на другие пластинки. С самого детства я был поклонником таких групп, как Slade, Sweet, Led Zeppelin, Deep Purple и Rolling Stones. А «Битлз» казались попсовым и буржуазным искусством. В моло­дости мне нравилась музыка по­жестче.

3. Об армии

Время в армии – одно из лучших в моей жизни. Дедовщины у нас не было. Я служил в оркестре Академии Жу­ковск­ого, а вместе со мной – еще 12 человек, все из консерватории. И я, при­дя­ туда из училища, смог очень многому в этом оркестре научиться. До сих пор поддерживаю отношения с друзья­ми по армии.

4. О фильме «Место встречи изменить нельзя»

Это было в армии. Позвонил мне мой друг и сказал, что нужны статисты для изображения музыкантов­ оркестра в кадре. Платили 13 рублей за ночь. Я, естественно, ушел в самоволку и таким образом попал в ис­торический фильм – одну из наших скреп. Высоцкого увидел на второй день съемок – издалека.

5. О начале карьеры

После армии я пошел на экономический в МГУ. Почему-то подумал, что это перспективное направление: экономика зарубежных стран, международные поездки. Всем же хотелось стать дипломатами, хотелось поехать за кока-колой. Но я не выдержал – проучился там всего два курса. И уже на первом мы создали джазовый квартет. Так началась наша профессиональная карьера с Игорем ­Игоревичем Матвиенко.

6. О возможности ­эмиграции

В группе ­«Автограф» я четыре года проработал саксофонистом и очень ей благодарен. С «Автографом» я впервые съездил за рубеж. Это были гаст­роли в Индии – максимально экзотические. Мы почти месяц выступал­и в северо­-восточных штатах. А ­самая главная поездка у нас состоялась в 1989 году в США – на три с половиной месяца «Автограф» поехал туда писать альбом. Я приехал как состоявшаяся звезда – мы же были монстрами советского прогрессив-рока и на равных общались с местными музыкантами. Но если бы я там остался, превратился бы в разносчика пиццы.

7. О том, как начи­нался «Моральный кодекс»

В группу, которая стала «Моральным кодексом», я пришел саксофонистом. Она ­называлась Red Baron and Heroes, строилась под канадского вокалиста и планировал­а работ­у на Западе. Для нее даже два клипа сняли, но дальнейшая работа­ не сложилась. И тогда я предложил репетировать русскую программу. Из Америки привез с собой альбомы INXS, B-52s, The Rolling Stones и Брайана­ Ферри. Вот на кого мне хотелось ориенти­роваться. Мы мечтали делать музыку, которую можно было слушать так же, как английскую или американскую, которая нравилась нам, даже если мы не понимали слов. Считаю, что моя группа удалась. У нас есть свой стиль, наш звук отличается от звука всех российских групп. А по уровню игры на сцене мы одна из лучших команд в России.

8. О встречах с куми­рами

«Моральный ­кодекс» выступал на одной сцене со множеством иностранных звезд: Deep Purple, Status Quo, Faith No More, Бьорк и дважды с ZZ Top. С Билли Гиббонсом (основателем и солистом ZZ Top. – Прим. GQ) мы даже пообщались. А Deep Purple однажды были на нашем клубном выступлении в Петербурге. Их привезли в клуб ужинать – и они слушали наш концерт. Это было очень приятно. Мы же их в юности наизусть знали и играли даже кое-что из их репертуара.

9. О возвращении к классике

В 2000 году я бросил­ пить, у меня появи­лось много свободного времени, и я начал за­мещ­ать былое увлечение. Снова взял в руки кларнет и стал заниматься­. Пото­м собрал камерный квинтет (речь о QUEENtet Сергея Мазаев­а. – Прим. GQ). Его концепция в том, что мы берем фортепианные произведения и раскладываем музыкальны­е партии на целый ансамбль. Хочется­ поделиться с людьми классической музыкой, которая почти утрачена и звучит крайне редко: Ребиков, Та­неев, Лядов. В музыкантской среде эти имена известны, а вот широкий круг про них ничего не знает.

10. О выборе ком­па­нии

Все девчонки в моем квинтете – обра­зованней меня в сто раз. Выше меня как музыкант­ы. И, работая с ними, я постоянно повышаю свое мастерство. Люблю находиться рядом с людьми, которы­е сильней и лучше меня в чем-то. Мне так спокойней. Когда я сам лучше всех – у ме­ня опускаются руки.

11. О Мусоргском

Я считаю, что Мусоргский – один из величайших композиторов в истории. Из него выросла вся ­современная классическая музыка, начиная с Дебюсси и Равеля. И Джона Кейджа, и Филипа Гласса – всех предвосхитил в своих произведениях ­Мусоргский.

12. Об игре на кларнете

На кларнете я занимаюсь час-полтора в день. Но хотелось бы больше. Даже на гастроли вожу его с собой. Встаю с утра, делаю растяжку и играю этюды. Это доставляет мне удовольствие и заставляет проснуться. Разгоняет кровь, увеличивает приток кислорода в мозг – ощущение такое, как будто «освежин» употребил.

13. О любимой ­музыке

Дома у ме­ня играет только симфо­ническая классика. Круглосуточно. Просыпаюсь – и сразу включаю интернет-ради­о. Я пришел­ к классике, потому что это единственная музыка, которая не приносит серьез­ного ущерба ­здоровью.

14 . О любимом авто­мобиле

Зеленый «ягу­ар» мне достался по на­следств­у от друга, который переехал жить в Англию. Когда он уехал, машина стояла семь лет под дождем и снегом. Потом он мне его подарил, и вот я уже семь лет восстанавливаю этот автомобиль. Сейчас он в очень хорошей форме – отлично ездит, все в нем работает. Я поставил туда новый звук – просто потрясающий. Эта машина для меня вроде игрушки. Мне очень нравится на ней ездить, выпендриваться и красоваться – понимаю, что выгляжу в ней, может быть, даже чересчур пафосно.

15. Об учителях

Мне в моей жизни очень повезло с ­учителями – я помню их всех и очень благода­рен им за то, что стал тем, кто есть. Я вообще считаю, что ­учителя – самые­ главные люди в цивилизации. Как учителя научат – ­такой циви­лизация и будет. По­этому отно­шение к ним в нашей стране надо менять.

Денис Бояринов

6 декабря 2019
GQ