Рецензия на альбом группы «Ария» «Армагеддон» (2006)

АРИЯ
Армагеддон

CD-Maximum CDM 0805-2562
10 tracks = 54'52"
Оценка: 7/10

Оно, конечно, давно бы пора научиться воспринимать «Арию» не как группу, предназначенную для развлечения очередного поколения 12-15-летних «как бы металлистов», но как один из столпов отечественной нелегкой сцены – но до сегодняшнего дня это не очень-то получалось. Сначала – потому, что «Ария» в пределах своих трех первых альбомов (1985-1987) виделась явлением скорее социальным, нежели музыкальным, потом – в силу вынужденного ухода в тень, а после камбэка в 1996-м – по причине загадочной симпатии к группе именно тех самых сильно несовершеннолетних народных масс. При этом молодой слушатель зачастую и не знал, что его кумиры ориентируются едва ли не исключительно на Iron Maiden – ведь про Iron Maiden он ничего и никогда не слыхал. Тем более неожиданно важен в дискографии группы оказался именно «Армагеддон» – если его предшественник, CD «Крещение огнем» мог рассматриваться как переходный альбом, от «Арии» кипеловской к «Арии» беркутовской (да и Артур там пел, вряд ли по собственной воле, сильно под Кипелова – что ему крайне не шло), то «Армагеддон» должен рассматриваться как CD именно «почти новой» «Арии». Хотя, конечно, этой новинке куда как было бы к лицу и более отчетливое и прозрачное продюсирование (это относится в первую очередь к партиям ударных), так и более высокий, естественный по природе голос Артура Беркута. Тем не менее явные приметы обновленчества заметны уже в открывающей «Армагеддон» почти титульной песне «Последний закат», перекликающейся с «Последним рассветом» «Круиза» не только названием – да-да, часть гитарных мелодий перекочевала сюда из того самого номера тру-металлического трио. Так что это сходство касается не только прямолинейного текста авторства Игоря Лобанова («Слот», экс-End Zone), что хэви-металу всегда к лицу. Детали же аранжировок гитарных партий в «Последнем закате» заставляют вспомнить… аналогичные клавишные нюансы у Royal Hunt. Впрочем, это не единственное пересечение с творчеством главного отечественного агента в западном рок-мире – баллада «Свет былой любви» аранжировкой преизрядно напоминает акустическую версию «Far Away» (1996) Royal Hunt.

Еще один пример интересных построений партий акустических гитар – припев почти хита «Меченый злом». Но теперь «Ария» не боится и современных электрогитарных диссонансов – вполне современную, почти ню-металлическую гитару легко обнаружить в «Чужом» (а все гадали, почему этот номер был издан синглом!) и, в куда меньшей степени, в соло в «Страже империи». Одновременно стоит отметить, что «Ария» все же не собирается распугивать своих поклонников, и потому не убегает (пока?) от собственных стандартов композиции – на CD можно обнаружить и привычную нелегкую эпическую пьесу (девятиминутная «Кровь королей»), и номеров, написанных вновь с оглядкой на Iron Maiden, и непроизвольный, будем думать, плагиат у любимых британцев – первая часть основного риффа в «Мессии» копирует те же пол-риффа “Wrathchild”. Но наиглавнейший сюрприз альбома припасен напоследок: пьеса «Твой день» авторства Артура Беркута в очередной раз доказывает для одних неочевидный, для других давно забытый факт: Артур – не просто уникальный для нашей сцены вокалист, но и отличный композитор. Ведь этот номер и слушается как нереализованная песня позднего «Автографа», когда Артуру там позволяли писать много – только аранжированная в прямолинейной хэви-металлической манере. Наверняка эта пьеса в AOR-аранжировке не затерялась бы ни на «Каменном крае» (1989), ни на «Tear Down The Border» (1991). Так что рецепт освежения творчества «Арии» очевиден…

Рецензия была написана для журнала «ALIVE» и напечатана в данном журнале (№26, 2006).

Всеволод Баронин

Sep. 1st, 2011 at 3:42 AM
LiveJournal.com