Как проходил фестиваль Live Aid в 1985

Главное выступление Queen, провал Led Zeppelin и важная веха фестивальной эры

13 июля 1985 года состоялся первый из двух масштабных музыкальных фестивалей LIVE AID, устроенный известным ирландским рокером-общественным деятелем Бобом Гелдофом в помощь пострадавшим от голода в Эфиопии. Второй подобный фестиваль, Live 8, под руководством Гелдофа состоялся 20 лет спустя. Иногда эти мероприятия называют самыми масштабными в истории музыкальных фестивалей.

Невиданное на тот момент по размаху мероприятие происходило одновременно на 2-х основных стадионах — «Уэмбли» в Лондоне и имени Джона Фицджеральда Кеннеди в Филадельфии. Оно стало во многом новаторским и сложным с технической стороны: на сценах висели большие экраны, на которых периодически происходили телемосты обоих стадионов друг с другом, а также из других стран. Трансляция концертов велась на относительно молодом в то время вырвавшемся в верха музыкального шоу-бизнеса американском канале MTV, который стал после этого ещё больше влиять на формат популярной музыки. Две дополнительные сцены фестиваля находились в Мельбурне в Австралии и в Токио, столице Японии. Также в фестивале по телемосту принял участие СССР — страну представляла прогрессив-рок-группа «Автограф», первый отечественный коллектив, ещё до появления Парка Горького ставший популярным за границей вследствие своей оригинальной музыки.

В фестивале приняло участие огромное количество исполнителей, которое только можно было себе представить, а также ещё множество артистов из других стран выступали по телемосту. Выделить кого-то было очень сложно, поскольку на сцене или по телемосту засветились популярные представители фактически всех поп- и рок-поколений. Самым «древним» был Би Би Кинг, который транслировался из голландского клуба.

Ветераны поп- и рок-музыки перемежались на сцене с новым на то время поколением в лице едва ставших популярными Мадонны, U2, Duran Duran, Пола Янга и др. Самым «тяжёлым» выступившим коллективом стали Judas Priest, а самым новаторским — пионеры хип-хопа Run DMC.

На Live Aid произошло несколько возрождений культовых групп. В первую очередь — Led Zeppelin, на барабанах у которых во время исполнения трёх песен вместо погибшего Бонэма сидели аж два барабанщика: Фил Коллинз и Тони Томпсон, а на басу Полу Джонсу помогал Пол Мартинес. Выступление воссоединившихся цеппелинов стало не самым удачным в их карьере в плане исполнения для их уровня, вследствие чего музыканты попросили не включать их в официальное видео, которое потом собирал воедино Боб Гелдоф. Карлос Сантана также попросил вырезать его выступление. Звук своего предфинального выступления на Уэмбли Полу МакКартни пришлось частично перезаписывать, поскольку микрофон у бывшего битла не сразу включился. Вообще технических «косяков» на фестивале было очень много, ибо для 1985 года такое действо было в новинку.

Позднее кадры выступлений Led Zeppelin, Santana и некоторых других исполнителей для официальных изданий и последующих переизданий пришлось брать с канала MTV и любительских записей, поскольку официальные съемки концертов Боб Гелдоф уничтожил, выполнив обещание, данное музыкантам.

Кое-кто был вынужден отказаться от участия в фестивале. Например, Tears For Fears были приглашены и готовились выступить, но прямо утром 13 июля лидер группы Роланд Орзабал объявил Бобу Гелдофу, что группа не сыграет. Ровно накануне истек контракт гитариста Эндрю Сондерса и саксофониста Уилла Грегори. Поскольку договор не был продлен, они не могли выступать, так как это было бы нарушением договорных обязательств других участников TFF и ушли из группы. Им нашли замену в лице группы George Thorogood & the Destroyers, которая тогда сильно гремела по всей Америке. Роланд Орзабал позже говорил: «Мы постоянно чувствовали на себе осуждение Боба Гелдофа. Все те миллионы умирали, это была наша вина. Я чувствовал себя ужасно. В самом деле, я понимаю, что ощущал Гитлер».

А вот для группы Queen участие в фестивале оказалось самым мощным в истории их концертной деятельности: их сет многими изданиями был признан лучшим в истории выступлением. На самом деле 82 000 человек, вторивших хлопками вслед за Меркьюри в песне Radio Gaga, смотрелись внушительно. Примечательно, что Фрэдди на самом деле не горел желанием участвовать в Live Aid в отличие от своих согруппников, и его пришлось уговаривать.

Для Фила Коллинза, который был в тот момент на пике коммерческого успеха всех своих коллективов — как Genesis, так и сольно — это тоже был самый запоминающийся момент. Он умудрился выступить на обеих сценах, перелетев через океан во время фестиваля на сверхзвуковом самолёте.

Некоторые гиганты рок-музыки на момент проведения Live Aid фактически не существовали из-за внутренних разногласий, а потому засветились на сценах «частично». Например, Дэвид Гилмор из Pink Floyd, который к тому моменту покинул Роджер Уотерс, объявил, что группы больше не существует, и подыгрывал Брайану Ферри. А находившийся в тот момент в состоянии большого конфликта авторский дуэт The Rolling Stones разделился на 2 части на американской сцене: Мик Джаггер эффектно выступил с сольной программой, не забыв, правда, спеть роллинговский It’s Only Rock’n’Roll вместе с Тиной Тёрнер, а Кит Ричардс и Ронни Вуд внезапно появились вместе с Бобом Диланом перед самым финалом.

Завершили обе сцены эффектными двумя гимнами фестиваля и всей благотворительной программы, вышедшими за год до самого Live Aid в Америке — USA For Africa «We Are The World» — и в Великобритании — Band Aid «Do They Know It’s Christmas Time».

13.07.2019
Rock FM