Волшебные сумерки

Московская группа с романтичным названием ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ пользовалась успехом во второй половине 70-х, исполняя кавер-версии западного харда и собственный материал, отчасти тяготевший к арт-року с элементами барокко, а в исторической перспективе явилась стартовой площадкой для ряда хорошо известных ныне музыкантов тяжёлой сцены страны.

ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ появились на свет осенью 1976. Группу создали студенты МЭИ (Московского энергетического института) Владимир Холстинин, гитара, и Виталий Дубинин, бас, вокал, завороженные магией тяжёлого рока. Первым барабанщиком был их институтский приятель, имени которого история, увы, не сохранила. Впрочем, по свидетельству очевидцев, играть он умел только несколько номеров GRAND FUNK, в то время любимой группы всех троих. Прогресс в судьбе СУМЕРЕК наметился лишь после того, как с подачи общего знакомого внимание на них обратил Юрий Фишкин: в бытность свою студентом МАДИ он играл на басу в местной группе СЛЕДЫ НА СНЕГУ и собрал солидный комплект аппаратуры ("Beag", "Regent", "Vermona"), который после того, как его соученики получили диплом и забросили музыку, простаивал без дела на репетиционной базе в клубе Автодормехбазы № 7.

Вскоре ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ обрели работоспособный состав: за барабаны был приглашён школьный знакомый Холстина Леонид Могилевский, а клавишником и бэк-вокалистом стал Вадим Дмитриев, начинавший в школьной группе вместе с Дубининым. Поначалу они, как и большинство студенческих групп той поры, исполняли исключительно классику рока: DEEP PURPLE, GRAND FUNK RAILROAD, BLACK SABBATH и т.п., однако, после того, как следующей весной Дмитриева сменил новый клавишник Алексей Максимов, начали включать в программу образцы собственного творчества, которым занимались Дубинин и Максимов. Одним из первых хитов группы стал шуточный рок-н-ролл "О, моя телега!".

Поначалу СУМЕРКИ играли, главным образом, на школьных вечерах, а также на танцах и свадьбах в Люберцах и их окрестностях (Красково, Малаховка), откуда были родом Холстинин и Могилевский, но хорошая техника, эффектная подача и крепкий материал быстро сделали группе имя: в 1978-1980 она - наряду с УДАЧНЫМ ПРИОБРЕТЕНИЕМ и ВИСОКОСНЫМ ЛЕТОМ - несомненно входила в тройку самых популярных тяжёлых групп Москвы. Иногда все три устраивали совместные сэйшена. К сожалению, в то время СУМЕРКАМ так и не удалось записаться.

Олимпийское лето 1980-го ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ провели, выступая на танцах в студенческом лагере МЭИ под Алуштой в компании с УДАЧНЫМ ПРИОБРЕТЕНИЕМ. Вскоре после этого Могилевскому пришлось покинуть группу. Его место занял Андрей Петрушин. Осенью СУМЕРКИ подготовили новую программу - уже целиком авторскую - а в 1981 записали на московском телевидении десяток своих песен. Помощь в этом им оказала режиссёр Марта Могилевская. До конца года группа дала ещё несколько концертов, но времена для самодеятельного рока наступали непростые, и ВОЛШЕБНЫЕ СУМЕРКИ распались, когда Фишкина со всем аппаратом позвали в увенчанный лаврами Тбилиси профессиональный АВТОГРАФ, Максимов собрался поступать в Консерваторию, а Дубинин решил завершить образование.

Правда, весной 1982 Холстинин и Могилевский попытались возродить группу под именем ВОЛШЕБНЫЙ ВЕЧЕР с новым составом, в который вошли певец Артур Михеев из ОЛИМПИИ, бас-гитарист Александp Маpаховский и клавишник Киpилл Есипов. Они дали пригоршню концертов, вновь исполняя импортный хард-рок, но уже в мае Михеева тоже пригласили в АВТОГРАФ, и всё развалилось.

Позднее в том же году Холстинин, Дубинин, Максимов и Могилевский снова собрались в студии и зафиксировали на плёнке часть репертуара ВОЛШЕБНЫХ СУМЕРЕК, в т.ч. их хиты "Бал одуванчиков", "Йокогама", "Лень", "Наполеон" и т.п. для предполагаемого второго альбома группы. Запись имела хождение в магнитоиздате с 1985 как соло-альбом Дубинина. Тогда же в музыкальных программах центрального телевидения появились клипы Виталия на песни "Бал одуванчиков" и "Лень" (мультипликационный).

В начале 1983 уже окончившие МЭИ Дубинин и Холстинин встретились в рядах АЛЬФЫ, отметились на её дебютном альбоме, но через год ушли в ВИА ПОЮЩИЕ СЕРДЦА. В том же 1984 Холстинин стал одним из основателей легендарной АРИИ, Дубинин весной 1987 сменил в её составе ушедшего поднимать МАСТЕР Алика Грановского, а ещё через полтора десятилетия в АРИЮ влился и Артур Михеев, ныне известный как Беркут.

Могилевский тоже успел отметиться в АЛЬФЕ, в 1985 пересёкся с Есиповым в металлической ГАЛАКТИКЕ, хотя позднее покинул сцену. Есипов также играл в КАСКАДЕ, а в 90-х открыл собственную студию.

Андрей Бурлака

Rock-n-roll.ru