Рецензия на альбом группы «Эпитафия» «Крик» (2018)

ЭПИТАФИЯ
Крик
(Digipak)

2018 Navigator Records NR 5218 CDp
11 tracks = 40'08"

Альбом группы «Эпитафия» «Крик» на iTunes

На недавней концертной презентации нового альбома московской группы «Эпитафия» «Крик» при наличии немалого числа знатных гостей на сцене от публики довелось слышать и такое: «Что это за группа, у неё все песни разные и друг на друга не похожи!» Ну что ж, кому нужна похожесть песен – вам к категории коллективов «ВИА [вокально-инструментальный ансамбль] с овердрайвом», а мы тем временем будем оценивать разнообразие материала в довольно строгих стилистических рамках и качественное продюсирование. Последний параметр неудивителен – лидер «Эпитафии», бас-гитарист Иван Михайлов известен в профессиональных кругах прежде всего как вдумчивый продюсер и звукорежиссёр, работавший над массой известных альбомов и проектов, в частности над последним альбомом «Кипелова» и единственным EP проекта Molchanoff гитариста только что упомянутого состава Вячеслава Молчанова. Одним словом, случилось ожидаемое – «Крик» полностью оправдал надежды, которые подавал его пилотный цифровой сингл «Жестокие игры».

Как можно было судить по синглу, «Эпитафия» вновь идёт на эксперименты, называемые упомянутыми слушателями «разнообразием» в рамках дозволенного. Уже отмечалось, что музыканты группы сочетают поп-металлический подход в мелодике материала с альтернативными и индустриальными тембрами гитар, что обеспечивает в меру нетрадиционное и интригующее умного меломана звучание. И если бы программные директора отечественных якобы альтернативных FM-радиостанций больше думали не о какой-то там «моде», а о правильном и интересном звучании, то пьеса «Стена из песка», исполненная Валерией Рукавишниковой, вполне могла бы получить достойную ротацию. Этот номер – один, выразимся так, полюс альбома, а его иной (в смысле традиционности) полюс – это сверхкачественная баллада (для иных радиостанций) «Время», спетая с необходимым скромным пафосом не нуждающимся в представлении Артуром Беркутом. Вот в таком диапазоне и располагается песенный материал «Крика», если вы можете себе это представить – причем первое место по актуальности звучания со «Стеной из песка» делит открывающий полноценную песенную программу номер «Боль», с вокальным дуэтом Валерии и Вячеслава Молчанова и его же неожиданными гитарными партиями. Можно понять и тех, кто видит каким-то мнимым недостатком «разговорные» интродукцию и аутро альбома («Пролог» и «Эпилог»), однако именно они придают работе нужный налёт доброй традиционности, без которой наша нелёгкая сцена непредставима. В ту же лузу традиции можно отправить и очень традиционную для нашей национальной хэви-сцены балладу «Воспоминания», и аналогичный, но ультимативно утяжелённый по звучанию трек «Лететь легко» – оба они являются лучшим свидетельством умений фронтмена «Эпитафии» Руслана Наумова, подающего вторую из этих пьес с должной вокальной драматургией. Компенсация такой традиции – пара номеров, могущих быть отнесёнными к стилистике грув-метала, «Преодоление» и «Страх», второй из которых спет вокалистом «Мастера» Лексом. Однако ощущения винегрета и чехарды при полном прослушивании «Крика» не возникает – разнородный материал приведён к общему знаменателю сверхкачественной звукорежиссурой и сведением. Действительно, перед нами – редкий для нашей сцены рок-альбом, очень грамотно сочетающий традиционный и «модный» подход не только в звучании его инструментальной составляющей, но и в композиторской манере. И вроде бы естественно, что любознательный и пытливый меломан скорее предпочтёт разнообразный по материалу альбом виниловой длины, нежели аналог тянутия кота за хвост минут эдак на 70 «и чтоб гитары – джынь-джынь-джынь», но вот звуковые интриги, в отличие от общественно-политических, на Руси по-прежнему не в чести. Так что же, «Крик» – альбом для широко мыслящего слушателя? А почему бы и нет, и что в этом плохого?

Всеволод Баронин

Feb. 28th, 2019 at 2:54 PM
LiveJournal.com