Для начала, несколько слов о музыкантах Автографа.

Александр Ситковецкий — руководитель, композитор, гитарист и вокалист рок-группы.

Леонид Гуткин — бас-гитарист, играет в группе с самого ее рождения.

Леонид Макаревич — клавишные инструменты.

Виктор Михалин — ударник.

Артур Беркут — вокалист, самый молодой участник Автографа.

Кроме того, у группы есть постоянные помощники - это аранжировщик Руслан Валонен, звукорежиссеры Юрий Фишкин и Александр Посвянский, художники по свету Олег Волков и Владимир Алимов и автор лазерного шоу Юрий Цурков.

Таков на сегодняшний день состав рок-группы Автограф, получившей признание не только в Советском Союзе, но и за рубежом.

С чего же все начиналось?

В 1979 году распалась популярная в свое время группа Високосное лето, просуществовавшая до этого семь лет, в которой играли Саша Ситковецкий и Крис Кельми (нынешний лидер Рок-ателье).

"В июне я собрал на первую репетицию новый состав группы. - рассказывает Саша Ситковецкий. — Пришел мой давний приятель Леня Макаревич и Леня Гуткин, который привел Володю Якушенко. В сентябре к нам присоединились Крис и Сергей Брутян. А уже в октябре известный журналист Артем Троицкий пригласил нас участвовать в I Всесоюзном рок-фестивале "Весенние ритмы. Тбиписи-80", который должен был состояться в марте. Появилась цель, мы начали репетировать. Вспомнить — страшно делается! Помещения не было, а то, в котором мы собирались, трудно назвать комнатой; скорее, это был коллектор для сточных вод. Но дело шло."

На "Тбилиси-80" собрался весь цвет рок-музыки: Машина времени, Магнетик бэнд, Аквариум, Гунеш, группа Стаса Намина, ВИА-75, Диалог и т.д. Автограф тогда занял второе место. Получив звание лауреата, группа появилась на экране телевидения, ее записи исполнялись по радио, фирма "Мелодия" выпустила первый миньон Автографа: "Ирландия. Ольстер", "Пристегните ремни безопасности", "Блюз-каприс". Эти композиции сразу же стали популярными и принесли рок-группе известность.

Однако новая профессиональная жизнь ансамбля складывалась не просто. Ушли из группы Крис Кельми, Сергей Брутян и Владимир Якушенко. Вместо них в Автографе появились В. Михалин, А. Беркут, и у ансамбля начался новый этап — трудный, но несомненно, очень интересный.

"Мы решили участвовать в VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, — продолжает свой рассказ Саша, — так как хотели укрепить свой авторитет и непосредственно то направление, которое представляли. В результате — вторая премия (первая была присуждена ансамблю Владимира Назарова). Можно считать, что мы выступили успешно. Вскоре нас пригласили в Болгарию — это были наши первые зарубежные гастроли, которые состоялись летом 1983 года".

Если говорить о наиболее популярных песнях того периода, то ими являются "Реквием памяти Джона Леннона" и "Монолог" — произведения интересные, значительные, полные драматизма.

"Начиная с "Ирландии. Ольстера" и до тех композиций, которые мы играем сейчас, у нас всегда была одна задача: говорить языком рок-музыки о проблемах мира. Не развлекать, а заставлять думать и переживать. К этому мы стремимся всегда", — сказал Ситковецкий.

В 1983/84 годах ребята продолжают выступать во многих городах нашей страны, выезжают на гастроли в ГДР, Венгрию, Чехословакию. Однако самым ярким, незабываемым событием в истории рок-группы стало их участие в шестнадцатичасовом телевизионном концерте в помощь голодающим Африки, состоявшемся 13 июля 1985 года и проходившем одновременно на двух стадионах — Уэмбли (Лондон) и имени Дж. Кеннеди (Филадельфия). Его смотрело более миллиарда зрителей — такой аудитории человечество еще не знало. В концерте принимало участие около семидесяти рок-звезд. Нашу страну представляла рок-группа Автограф. Известнейший американский продюссер Роберт Далримпл сказал в одном из своих интервью: "Я — поклонник Автографа, и мне было очень приятно, что ребята потрясающе выступили и вызвали бурю аплодисментов".

"Я чувствовал, что это — главная минута моей жизни, — вспоминает о концерте Саша, — Мы впервые ощутили единение людей в решении одной очень важной проблемы. Мы пели только что созданные "Головокружение" и "Нам нужен мир". Мы пели, а нас слышали полтора миллиарда человек! Такого всемирного концерта не проводилось еще никогда".

Когда знакомишься с ребятами из Автографа, то создается впечатление, что их судьба сложилась удачно. И тем не менее я задала такой вопрос: "Были ли у вас неудачи?" Саша, немного подумав, ответил на него так: "К счастью, их было не так много. Но одна запомнилась надолго. После успешных зарубежных гастролей в 1983 году мы сделали новую программу и сразу же без обычной "обкатки" показали ее в Москве. Ее не приняли. Это был хороший урок. Мы сразу же прекратили выступления, пока не разобрались в причинах неудачи. Взялись за эту программу снова, и только тогда вынесли на суд зрителей.

В другой раз нам пришлось критически подойти к себе на гастролях в Англии, где нас очень тепло встретили. Там мы поняли еще одну важную вещь. Чтобы по-настоящему завоевать такой рок-центр как Лондон, того, что мы делаем, мало. Творческие задачи должны быть значительно выше, и предстоит еще много сделать, чтобы по-настоящему выйти на мировой музыкальный рынок.

Однако есть трудности, которые во многом зависят не от нас. Так, например, советским артистам за рубежом очень мешает отсутствие рекламы. Мы едем на Запад абсолютно неизвестными, в то время как во всех странах существует железное правило: сначала выходит твой диск, а затем уже объявляется концерт. В этих условиях публика уже идет не на "диво дивное", а на ту группу или исполнителя, которые ей понравились. И как порой бывает трудно найти контакт с аудиторией, которая хоть и доброжелательна, но не знает ни одной ноты из твоего репертуара! Пока у нас не будет возможности сначала продавать пластинки, а потом только приезжать на гастроли, настоящего коммерческого успеха (и в этом словосочетании нет ничего плохого) не будет".

Музыканты рок-группы не останавливаются на достигнутом и продолжают свои творческие поиски. Пожелаем им дальнейших успехов!

А. Егиазарян

Ритм, 1989, ноябрь, №1