Рецензия на альбом проекта «Алексеевская площадь»
«Всё повторится вновь» (2017)

АЛЕКСЕЕВСКАЯ ПЛОЩАДЬ
Всё повторится вновь

2017 Алексеевская площадь / Metalism Records MR 158-17
12 tracks = 62'47"

Альбом «Всё повторится вновь» на Bandcamp

Очень часто бывает так, что музыканты – пусть и не слишком известные – и сами не понимают масштаба своей очередной работы. Тем более в нашей стране, где все не то что «качественные», но даже и как бы профильные СМИ упорно зациклены на одних известно каких именах. Так вот, надо сказать открыто: четвертый альбом самарского проекта Алексеевская площадь, формально являясь всего лишь сборником перепетого материала с её трёх первых работ, оказался очередным «воспоминанием о будущем». И нам, как оптимистам, нужно надеяться на то, что такая музыка с национальными мелодическими корнями и национальной же вокальной и инструментальной подачей когда-то всё-таки будет доминировать в медиа-пространстве России.

Ларчик открывается просто: теперь лидер «Алексеевской площади», вокалист и мультиинструменталист Кирилл Евсеев продемонстрировал блистательные качества стратега и собрал на запись «Всё повторится вновь» 12 составов. Точнее говоря, суперсоставов не только из условно молодых и многообещающих артистов, но и из числа ветеранов нашей сцены, имена которых говорят сами за себя – это лидер «Ариэля» Валерий Ярушин, Павел Колесник («Август»), Василий Акимов («Мономах»), Игорь Сандлер («Интеграл») и Леонид Гуткин и Артур Беркут («Автограф»). Вероятно, можно сказать, что таким образом авторские альбомы проекта, с которых и взят материал для данной работы («Длиннее века, 2013; «Зона риска», 2014, и «Не заставляй себя ждать», 2015) сводятся теперь до уровня неких демо-альбомов автора и композитора – но, повторимся, весьма вероятно, что Кирилл и не рассчитывал на впечатление, которое произведет «Всё повторится вновь» на опытных экспертов. Вернее всего сказать, что альбом в целом оказался выдержан в крепкой традиции лучших ВИА 70-х и филармонических рок-групп первой половины 80-х – но никаким нафталином от него не веет. Эта работа, как миниумм, высокопрофессионально спродюсирована. И, если угодно, перед нами настоящий русский альбом в стилистике, позвольте уж так выразиться, жёсткого национального AOR'а, и так ли уж удивительно, что большая баллада «Длиннее века», спетая Василием Акимовым, весьма схожа с творчеством интернационального состава Royal Hunt? Ведь их лидер, наш бывший соотечественник Андрей Андерсен, никогда не прятал в музыке своих национальных корней… Еще два удивительных примера, скажем так, бессознательной мимикрии – во-первых, вокальный хит «Ты – сон», спетая Валерием Ярушиным так, как будто он лично и для себя (точнее, для «Ариэля») и сочинил её. А пьеса «Остров», исполненная музыкантами «Автографа» при обильных партиях дудука Виталия Погосяна, слушается римейком тайного хита «Автографа» «Облака» (1986). Да и гитарные партии Михаила Светлова («Чёрный обелиск») в пьесе «Чужие окна» напоминают всё о том же славном коллективе. В целом же альбом преисполнен нужного и нестыдного пафоса – и даже вклад иностранных музыкантов, в числе которых оказались вокалист Эркки Сеппянен (Erkki Seppänen – KYPCK) и лидер Pink Cream 69, бас-гитарист Деннис Уорд (Dennis Ward), в высшей степени соответствует общему настрою работы. Примечательно, что в профессиональнейшем контексте альбома и тексты Анатолия Жукова зазвучали обоснованно и вполне серьёзно – старая гвардия знает, как интонационно придать значение подобным лирическим творениям. Наверное, можно и дальше разбирать альбом по его отдельным пьесам и петь им хвалу – но на дворе XXI век, и каждый может если не купить CD, то оценить творчество Кирилла и его коллег прямо здесь и сейчас в Интернете. Хотелось бы заметить, что в любом цивилизованном государстве с высокой музыкальной культурой после выпуска такого альбома Кирилл немедленно оказался бы в роли востребованного композитора и продюсера, а Анатолий – в роли не менее востребованного автора текстов. Увы, мечты, мечты… Что ж, будем надеяться на реализацию подобных и вышеозвученных мечтаний о нашей музыкальной сцене будущего – ровно так же, как группа «Алексеевская площадь» иллюстрирует обложки альбомов давно сгинувшими пейзажами родного города в надежде на то, что они вернутся к нам в новой и, главное, умной России. Понадеемся на возвращение к умному слушателю действительно национальной рок-музыки и мы.

Всеволод Баронин

Dec. 9th, 2017 at 2:21 AM
LiveJournal.com