Рецензия на альбом Артура Беркута
«Сюита темы вечной» (2016)

АРТУР БЕРКУТ
Сюита темы вечной

2016 CD-Maximum CDM 0616-3085
12 tracks = 47'44"

Альбом «Сюита темы вечной» на iTunes
«Сюита темы вечной» на Яндекс.музыке

Как принято теперь выражаться, всё получилось немного предсказуемо: после сотрудничества Артура Беркута с одним очень известным коллективом у общественности – и музыкальной, и даже совершенно немузыкальной – сложилось однозначное мнение, что Артур – это настоящий хэви-металлический певец. Заблуждений такого калибра невозможно упомнить аж с середины 80-х, когда группу «Крематорий» на основе неясных слухов уподобляли Black Sabbath. Просто-напросто кто-то забыл, а кто-то и не знал, что именно Артур несет ответственность за лирическое наполнение песенных программ легендарной группы «Автограф» 1986–1989 годов. В конце концов, обратитесь к мнению лидера «Автографа» Александра Ситковецкого, как-то заметившего в интервью, что «Артур был в композиторском плане движущей силой “Каменного края”». Столь высокая оценка талантов певца в контексте лучшего отечественного рок-альбома лишний раз говорит о том, что Артур не только сверхпрофессиональный вокалист, но и своеобразный и моментально узнаваемый по мелодике композитор, причём лирического склада. С того самого момента, как Артур начал играть много сольных выступлений под акустическую гитару и рояль, ожидание акустического альбома с преобладанием полу- и просто балладного материала певца стало общим местом. «Сюита темы вечной» и оказалась таким альбомом.

Рабочим названием «Сюиты темы вечной» был «Лирический альбом», причем в обоих смыслах: не только в известном смысле тихая работа, но и повествующая о любви во всех её проявлениях, от первой встречи и, возможно, до разлуки. Материал создавался рассчитанным преднамеренно на взрослого слушателя – не секрет, что Артур и его музыканты неявно желали закрыть существующую на нашей сцены брешь, то есть отсутствие в России нормальных, человеческих песен для лиц старше как бы ни 18 лет. Новинка – настоящий антидот одновременно от «русского рока» и так называемого «русского шансона», который по факту является, к сожалению, «музыкой для взрослых» на родных просторах. Плюс ко всему – простые и абсолютно вменяемые тексты песен и инструментально неперегруженные аранжировки. И, конечно, ясная и понятная мелодика.

Попутно «Сюита темы вечной» на раз объясняет, отчего бы даже в рамках такой прозападной группы, как «Автограф» к Артуру как вокалисту вечно высказывались смутные претензии, как «слева», так и «справа». А всё просто: Артур поёт все песни очень правильно с технической точки зрения и с тем чувством, которое можно назвать «полётом русской души» – пусть иногда и очень скромным, стеснённым полётом. Всё зависит от конкретной песни… И ещё нечто важное: Артур грамотно держит дистанцию между собой и слушателем, и не лезет с этими песнями никому в душу. А непосредственно материал альбома, невзирая на его теоретическую одномерность, весьма разнообразен. Главная неожиданность – это титульный номер и пьесы «Незваный гость» и «Горькая любовь», с первого же прослушивания сильно напоминающие балладные номера с уже упоминавшегося «Каменного края» «Автографа». Иные пьесы являются компактной машиной времени – они отсылают слушателя в 70-е годы, когда формирование национального поп-рокового звучания считалось свершающимся здесь и сейчас процессом («Вместе», «Небеса», «Старый чердак», финальная «Миром правит любовь», в высшей степени русская по духу баллада «Крыльев взмах» и в чуть меньшей степени «Сто дорог», преисполненная крепкого оптимизма). Тем более что вокальные партии супруги Артура, Оксаны Михеевой, в ряде из них сообщают песням приятно несовременное измерение. Инструментальная часть тоже необычна для нашей сцены – являясь фактически акустической работой, альбом записан с очень плотным звуком, в первую очередь ритм-секции. И невзирая на то, что перед нами именно коллекция хороших песен, сольные инструментальные партии гитар и саксофонов спродюсированы очень ярко и увлекательно даже для рядового слушателя. Собственно, «Сюита темы вечной» – это не просто хорошая работа профессионала во всех смыслах этого слова, но еще и идеологическое заявление: пора, пора нашему взрослому слушателю слушать песни, достойные нормального человека, а не завсегдатая сомнительного кабака или потенциального сидельца в местах не столь отдалённых. Да и что может быть естественнее чувства любви, о котором повествуют эти песни? Вот так же естественен и альбом в целом.

Всеволод Баронин

Dec. 8th, 2016 at 4:16 PM
LiveJournal.com