Из музыкальных прогнозов

Вспоминаю разговоры трехлетней давности: "Ах, ВИА, - иронично вздыхали меломаны,- их время, увы... прошло".

Да, эстрадная фортуна переменчива и капризна. Еще так недавно громко и бойко звучало: "Две колонки в двести ватт о любви моей кричат", "Наши руки не для скуки, для любви сердца", "Ведь ты не знаешь, еще не знаешь, как я люблю"...

Могу привести еще множество известных всем буйных откровений. Правда, мне кажется, что к истинной страсти, нежности они имеют мало отношения, но, тем не менее, слова звучали, шумные бригады разноцветных поющих молодцов пели, пели и пели...

Но час пробил! Недовольство и сомнения уже проникли в душу любителей эстрадной музыки: так ли все эти песни хороши, умны, свежи! Вокально-инструментальные ансамбли неторопливо и неохотно сходят с орбиты популярности: аплодисменты все реже, все тише... Подчас тексты песен некоторых ВИА были условны, банальны. Вспомните, о чем они пели,- отбросить "С другим танцует девушка моя" или "Твой телефон занят до утра"! Что же, если прислушаться внимательно - получается, герой молодежной песни косноязычен и сентиментален, главное для него - "лишь тебе назначить свиданье", либо с подозрительной улыбкой констатировать: "Танцы, танцы мне вскружили голову". Но ведь в жизни-то не так! Молодежь со свойственной ей требовательностью ждет ответа на часто мучительные для неё моральные, нравственные вопросы, она хочет, чтобы ей помогли задуматься... И она не просто ждет, но и требует со всем максимализмом, присущим аудитории пятнадцати-двадцатилетних - основных посетителей эстрадных концертов.

И вот в это-то самое время, в конце семидесятых, появляется много совершенно новых, непривычных и несколько необычных для слуха самодеятельных коллективов... РОССИЯНЕ, СКИФЫ, ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО, СТАТУС-ПРЕЗЕНС, ПЯТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ, УДАЧНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ...

Занавес открывается

Он появился весной 1980 года, когда в Тбилиси состоялся представительнейший форум групп и ансамблей популярной музыки. Большинство составляли непрофессиональные рок-группы, и именно они стали "героями дня" - практически все места, по мнению авторитетного жюри, достались им. Тбилиси реально показал кризис ВИА и обнаружил появление на нашей сцене немногочисленных и пока малоизвестных, но весьма самобытных творческих коллективов. Рок-группы стали "филармонизироваться": АВТОГРАФ стал штатным коллективом Москонцерта, МАГНЕТИК БЭНД Гуннара Грапса приняла в свои объятия Эстонская госфилармония.

Первые итоги

Сегодня для любой филармонии рок-группа становится "панацеей от всех финансовых бед" - большинство руководителей либо стремятся приглашать побольше "новомодных" коллективов, либо завести свой или свои.

Вот почему так много и быстро рождается рок-групп и тут же так же много исчезает ансамблей... РОК-МАРАФОНЫ, РАЛЛИ, ФАВОРИТЫ приходят и быстро уходят с подмостков...

Музыканты АВТОГРАФА (звание лауреата Тбилисского фестиваля (2 место) и приз за лучшую политическую композицию "Ирландия, Ольстер"), созданного лидером самодеятельного ВИСОКОСНОГО ЛЕТА, соло-гитаристом и вокалистом Александром Ситковецким, с самого начала ориентировались на музыку сложную, их привлекали стихи Маргариты Пушкиной и Бориса Баркаса, они выступали в маленьких залах, не торопясь к шумному "стадионному успеху", - задача была: сохранить верность себе, своим музыкальным принципам. В результате группа обратила на себя внимание, и сегодня крупные залы не вмещают всех поклонников коллектива. Стабилизировался состав группы - кроме А. Ситковецкого, сегодня в АВТОГРАФЕ выступают бас-гитарист Леонид Гуткин, барабанщик Виктор Михалин, исполнитель на клавишных Леонид Макаревич, лидер-вокалист Артур Михеев. По-прежнему серьезна проблематика композиций группы - здесь есть и антивоенные ("Пролог"), и нравственные ("Истина"), и произведения, говорящие о величии человека ("Марсианские Хроники"), об обязанности таланта творить во благо людей ("Реквием"), о поисках идеала ("Монолог", "Корабль"). Концерты АВТОГРАФА становятся настоящим музыкальным спектаклем - театральным действием. Тщательно выстроенные инструментальные партии, сложные аранжировки дают основание для определения музыки АВТОГРАФА как "арт-рока", то есть "высокохудожественного рока". Серьезность творческих намерений группы помогла ей стать лауреатом VII Всесоюзного конкурса артистов эстрады, стать представителем советской рок-музыки за рубежом - в Болгарии прошли первые гастроли АВТОГРАФА.

В определенной мере на такую же музыку ориентируется и кемеровская группа ДИАЛОГ, которой руководит прекрасный музыкант и композитор Ким Брейтбург. Кто мог бы себе представить, что серьезные советские поэты зазвучат в стиле "рок" и высокий смысл их произведений не будет потерян, но, наоборот, усилен?

На Тбилисском фестивале музыканты ДИАЛОГА показали рок-симфонию К. Брейтбурга "Под Одним Небом" на стихи С. Кирсанова, через год в их репертуаре появилась новая крупная работа "Я - Человек" на стихи Ю. Марцинкявичуса, совсем недавно - "Раздели Со Мной" - антивоенное произведение опять же на стихи Марцинкявичуса. Увлечение крупной формой не мешало ДИАЛОГУ сочинять весьма удачные песни и композиции на стихи Арсения Тарковского, Юрия Левитанского, Евгения Евтушенко, экспериментировать с разными иными стилями - недавно в репертуаре появился номер в стиле "реггей" "Все Летают" (слова Г. Поженяна). Первый миньон, недавно вышедший на "Мелодии", думаю, подкрепил популярность и авторитет группы, в ближайших планах которой цикл композиций на стихи Тарковского "Сверчок", "Под Прямым Углом", "Портрет", "Дом Напротив", "Эвридика".

САВОЯРЫ - группа из Ленинграда (в ней еще играл в свое время Михаил Боярский) существует давно. Руководит группой опытный музыкант А. Котов. Особенность этой группы - мелодичная, мягкая музыка, построенная на русских интонациях - напевных, грустных, протяжных. Именно этого "национального" не хватает, мне кажется, московскому ансамблю РОК-АТЕЛЬЕ, ориентировались они на достаточно далекую от наших музыкальных традиций музыку "фанки". "Перемудрили" и с текстами - уж слишком и усложненными, и вторичными оказались они. Тогда лидеры группы Крис Кельми и Павел Смеян и их коллеги бросились в иную крайность - стали играть незатейливые песни с пустячными текстами "Рок Прыг-Скок" или "Кубик Рубика", а в результате лица своего не нашли. А ведь уровень музыкантов - высокий, работают интересно - вспомните музыку к спектаклю Театра имени Ленинского комсомола "Люди и птицы".

Иногда бывает, что отдельные выразительные средства рок-музыки, используемые некоторыми группами, дают возможность некоторым причислить их к жанру рок-музыки. Такая оценка во многом относится к ансамблю ЗЕМЛЯНЕ, который исполняет обычную эстрадную музыку в рок-аранжировках, однако даже названия и тексты многих их песен позволяют усомниться в принадлежности коллектива к прогрессивному жанру отечественной популярной музыки - назову "Поезд", "Каратэ", "Спидвей", "Бокс", "Аттракцион", "Кино", "Поверь В Мечту".

На пороге - новая волна

Однако отечественная рок-музыка продолжает развиваться. Симпатичные шоу ИНТЕГРАЛА - пожалуй, одного из лучших концертных коллективов страны, где актуальная ритмика соединяется с иронией, гротеском, подлинной сценической раскованностью музыкантов, без устали показывающих различные сценки, темы которых взяты из реальной жизни, показали, что развлечение в роке может быть и серьезным, и веселым, и остроумным. В последнее время много говорят о группах КАРНАВАЛ, ДИНАМИК и КРУИЗ. Их интересная особенность - играют там бывшие музыканты различных ВИА, полностью отошедшие от рамок своего прежнего жанра. Это лишний раз подтверждает, что, критически относясь к жанру ВИА в целом, нужно уметь выделить там интересные исполнительские личности. Именно такими оказались мультиинструменталист, вокалист, автор музыки и текстов Владимир Кузьмин и гитарист, вокалист и композитор Александр Барыкин - лидеры ДИНАМИКА и КАРНАВАЛА. Эти своеобразные личности не случайные лидеры - их талант определяет специфику этих двух групп. Элементы джаза, рока, фокстрота, оперетты, рок-н-ролла, твиста, часто сливающиеся в одной композиции, не основное в творчестве Кузьмина и ДИНАМИКА - тот открыл появление в нашей рок-музыке понятия "фельетона". Типичный пример - композиция "Воскресный День", довольно едкая сатира на джазовых музыкантов, рассуждающих вместо репетиции о музыке за кружкой пива и рядящихся при этом в тогу метров. Владимир не чужд самоиронии, и несколько его популярных песен именно таких - "Кто Не Успел, Тот Опоздал", "Мама Купила Гитару Мне".

Разнообразно и творчество лидера КАРНАВАЛА Александра Барыкина. Не только бытовые наблюдения и факты (песни "Балет", "Футбол", "Аэрофлот", "Песенка Про Билет"), но и музыкальные исповеди ("Я Играю Для Вас", "Столь Откровенный Монолог"), и цикл антивоенных композиций определяет творчество группы - номера "Радио", "Колыбельная Для Нас", "Чтобы Факел Не Погас".

Несомненно, привлекательна группа из Тамбова КРУИЗ - в недавнем прошлом ансамбль МОЛОДЫЕ ГОЛОСА. Руководители группы Матвей Аничкин и Валерий Гаина сумели полностью переориентировать стилистику коллектива, вместе с музыкантами подготовили полностью новый репертуар из своих песен и композиций на стихи талантливого московского поэта Валерия Сауткина, очень интересны композиции на стихи Н. Заболоцкого. КРУИЗ - один из лучших инструментальных составов страны, и несколько их работ уже определяют резонанс советской рок-музыки - "Средний Человек", "Гражданственность", "Виза Для Круиза", "Послушай, Человек".

Поглядим по сторонам

Теперь несколько слов о рок-музыке в наших республиках... Особенно выделяются Прибалтийские. Эстонские - МАГНЕТИК-БЭНД, руководимый одаренным Гуннаром Грапсом, РУЙЯ - по мнению композитора В. Ояэкера, "лучшая группа республики", руководимая талантливым музыкантом и композитором Рейном Раннапом, симфо-роковую группу ИН СПЭ (руководитель Э. С. Тююр), ориентированный на джаз-рок КАСЕКЕ. Отдельные элементы новой волны использует в своей музыке группа известного певца Иво Линна РОК-ОТЕЛЬ, все больший вес приобретают молодые составы НЕМО, ТОРНАДО, МАПАВОК, КОНСИЛИУМ, МЭДИУМ. В Литве активно работают АРГО под руководством композитора Г. Купрявичуса (привлекает ее камерная музыка в стилистике электронного рока) и недавно ставший профессиональным ансамбль СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ (его участников привлекает соединение элементов рока и классики). Полистилистичен латышский ансамбль СИПОЛИ, руководимый молодым композитором М. Брауном.

В Грузии - БЛИЦ, ДРЕВО ЖЕЛАНИЯ; в Туркмении - очень интересный джаз-роковый ансамбль ГУШНЕШ.

Недавно в качестве члена жюри я присутствовал на городском смотре-конкурсе любительских групп и обрадовался, видя на сцене такие пока непрофессиональные по статусу, но самобытные группы - АКВАРИУМ, ЗООПАРК, МИФЫ, ПИКНИК, СТРАННЫЕ ИГРЫ, ТАМБУРИН, МАНУФАКТУРА. Подавляющее большинство из них стремится сочетать национальные традиции с выразительными средствами рок-музыки, с серьезной поэзией.

Михаил СИГАЛОВ

1985
Сельская молодежь