Что такое молодежная музыка? И, кстати, существует ли она вообще? Этот вопрос возникает в последнее время довольно часто. И однозначного ответа до сих пор не получено.

Посетив концерты многих вокально-инструментальных ансамблей, легко убедиться, что возраст аудитории колеблется в пределах 15—25 лет. Не случайно существуют и специальные клубы, дискотеки «для тех, кому за 30» с иным музыкальным репертуаром. Возражения сторонников «монолитной» эстрады тоже не голословны: в качестве примера приводится творчество многих наших замечательных артистов, композиторов, чьи песни любят и стар и млад. Если отсечь крайние мнения (вроде тех, что кроме «групп», молодежи ничего не нужно или, напротив, что вся электромузыка безоговорочно вредна). не трудно прийти к логичному решению. В плане идейно-художественном, мировоззренческом наша эстрадная музыка неделима и ей свойственна преемственность поколений: стилистический же спектр очень широк и дробится на ряд музыкальных направлений, и многие из них пользуются преимущественной популярностью среди молодежи. Антагонизма здесь не существует, некоторые исполнители и авторы удачно соединяют в своей музыке и устоявшиеся и «новомодные» формы, а с течением лет «молодежные» стили, скажем, ВИА, переходят в разряд традиционных...

Именно новые формы эстрады вызывают споры и порождают проблемы (впрочем, не только музыковедческие...). На наш взгляд, вызвано это прежде всего калейдоскопическим круговоротом стилей и направлений популярных имен и названий. Многие подобные веяния приходят к нам из-за рубежа, и не секрет, что далеко не все они соответствуют идеологическим и культурным требованиям нашего общества. Возникает двуединая задача: распознать то чуждое, вредное, что несут нам идеологические визави и, творчески осваивая лучшее, что генерирует жанр, создавать произведения не только современно звучащие, но и самобытные, основанные на социальных реалиях нашего общества — а они, как известно, коренным образом отличаются от западных. Далеко не всегда это удается. Зачастую и слушатели, и исполнители бездумно, не критически следуют моде, в то время как интересные явления предаются забвению. К сожалению, это неудивительно. Ситуация, когда исполнителей — половодье и жанровые границы зыбки, критерий качества окончательно не выработан, и объективной информации не хватает, всевозможная музыкальная халтура, безыдейный и бесталанный эстрадный «ширпотреб» (в худшем смысле этого слова) не только легко выживают, но и поднимаются до известных высот популярности.

На уровне предложения с этим пытаются бороться: сотни эстрадных коллективов были с пристрастием прослушаны филармоническими худсоветами в последние месяцы, и ряды гастролеров заметно поредели. хотя эти меры, конечно, далеко не исчерпывают проблемы. А вот на уровне спроса... Как средствами массовой информации воспитать молодого слушателя, как сориентировать его в путаных маршрутах современной «новой» эстрады, как научить отличать искусство от подделки? Сложно... Некоторые придерживаются многозначительного молчания: дескать, пока не наведут порядок во всех этих ВИА-рок-диско, лучше этой сферы не касаться. Другие склонны отрицать все и вся в эстраде новых форм, а молодых ее приверженцев просто отнести к числу жертв дурного вкуса. Не очень-то конструктивны эти позиции. Во-первых, потому, что отругать (тем более, промолчать) — не значит убедить. Во-вторых, интересы развития жанра требуют позитивного подхода: не только критиковать недостатки, но и указывать на положительные тенденции.

Недавно в своем интервью газете «Известия» первый секретарь правления Союза композиторов СССР Тихон Николаевич Хренников сказал: «Когда мы просто возмущаемся тем, что происходит на танцплощадках, мы ничуть не способствуем делу — только начинаем говорить с молодыми людьми на разных языках. А это весьма опасно».

Именно с тем, чтобы четче представить образ современной молодежной эстрады, выявить реальных, а не «ажиотажных» лидеров, наметить прогрессивные ориентиры и возможные пути эволюции жанра, «ЗД» провела опрос журналистов и музыковедов. Конечно, они далеко не во всем были согласны друг с другом. И все же, представляется, что из субъективных подходов сложился один, достаточно объективный взгляд на расстановку исполнительских сил отечественной эстрады «новых форм», хотя мы и не пытались распределить конкретных исполнителей по ранжиру. «ЗД» также намеренно не касалась таких творческих аспектов—как «лучший композитор», «лучший поэт», — а также конкретных «продуктов» — песен, альбомов и т. д. Результаты опроса тоже могут вызывать неодинаковые оценки, и ни одна трактовка не будет исчерпывающей. Честно предупредив об этом, предлагаем наш комментарий.

ПЕВИЦЫ

Алла Пугачева, Анне Вески, Лариса Долина, София Ротару, Жанна Рождественская, Ольга Пирагс, Ирина Отиева, Жанна Бичевская, Сильви Врайт, Марью Лянник.

Ситуация с эстрадными вокалистками напоминает чемпионат страны по хоккею с шайбой: здесь нет уже и гонки за лидером, настолько суверенна во всех отношениях позиция Аллы Пугачевой. Анне Вески «набрала очки» серией хорошо аранжированных танцевальных номеров и удачным телефильмом (с Т. Мяги). При всех визуальных достоинствах певицы, нельзя не отметить, что вокалистка она достаточно заурядная. София Ротару явно испытывает трудности с репертуаром. Кроме превосходных (но еще новогодних!) тухмановских «Хризантем», певице в 1983 году похвастаться нечем — это бесстрастно зафиксировали эксперты. Третье место Ларисы Долиной, конечно, не соответствует ее, пока довольно скромной, популярности у массовой аудитории. О джазовом пении у нас одно время вообще забыли — теперь же, во многом благодаря Долиной, этот тонкий, остроэмоциональный вокальный жанр переживает пору возрождения (кстати, в списке еще две джазовых певицы — Ирина Отиева и Ольга Пирагс, да и солистка ансамбля «Фикс» Сильви Врайт к этому причастна). Симпатии экспертов явно на стороне певиц «драматического» склада, стремящихся добиться в песнях психологической достоверности, передать глубину переживаний. (Пожалуй, Анне Вески и другая бывшая солистка ансамбля «Витамин» Марью Лянник — единственные исключения). По-видимому, по этой причине в списке отсутствуют некоторые популярные исполнительницы сугубо «развлекательного» плана... Жаль, конечно, что никак не объявится на нашей сцене молодая талантливая и по-настоящему яркая певица. Как Пугачева 8 лет тому назад. А пока графа «певицы» явно вызвала апатию экспертов: некоторые даже ограничились единственным именем...

ПЕВЦЫ

Юрий Антонов, Иво Линна, Сергей Беликов, Гуннар Грапс, Владимир Кузьмин, Ким Брейтбург, Тынис Мяги, Борис Гребенщиков, Александр Барыкин.

Интереснее обстоят дела у вокалистов. Здесь на первый план выдвинулась фигура автора-исполнителя. Почти все перечисленные в «списке» певцы являются и создателями своего репертуара. А многие к тому же и превосходно аккомпанируют себе на гитаре (Кузьмин. Гребенщиков), клавишных (Брейтбург) и даже ударных инструментах (Грапс). Все это — отдельные проявления одного общего качества: в исполнителе ценят прежде всего личность. Одних вокальных данных недостаточно: слушатели (и журналисты в том числе) хотят иметь дело с живым человеком, думающим и переживающим. «Личностное» начало, сближающее артиста с аудиторией, воплощается не только в авторском подходе, но и в поисках индивидуальной манеры исполнения. Распространено мнение, что Юрия Антонова специалисты не очень-то и жалуют. Как видно из опроса, это не так. Надо отдать должное его мастерству мелодиста, аранжировщика, исполнителя. Да и гипнозу массового восприятия эксперты (тоже люди) до какой-то степени подвержены. Последующие места занимают лидеры музыкальных ансамблей: за каждым стоит своя музыка, своя идея — поэтому оценивать их как «чистых» вокалистов невозможно.

АНСАМБЛИ

«Динамик», «Аквариум», «Автограф», «Диалог», «Руя», «Рок-отель», «Круиз», «Земляне», ансамбль п/у О. Мелик-Пашаева.

Если ключевой фигурой традиционной эстрадной музыки является солист- вокалист (вокалистка), то по-прежнему на молодежной эстраде главенствует все-таки «ансамбль». Симпатии экспертов принадлежат ансамблям с четкой творческой установкой на проблемность текстов и нетривиальность музыкальной формы. Фавориты Дворцов спорта, массирующие барабанные перепонки звуками «тяжелого рока» (для горла и носа существует густой «сценический дым»...) в основном за пределами списка.

Первенство ансамбля Владимира Кузьмина закономерно, и на то есть две основные причины — яркая игра инструменталистов и более разнообразная, современно аранжированная музыка. Успех Вл. Кузьмина как руководителя ансамбля, соло-гитариста и даже вокалиста делает его. пожалуй, самой заметной на сегодняшний день фигурой нашей «ансамблевой» сцены.

«Аквариум» — один из трех (вместе с «Руя» и «Рок-отелем») «полупрофессиональных» коллективов в списке. Причем право на тарификацию он получил лишь в этом году, став лауреатом I Ленинградского смотра-конкурса самодеятельных групп. В сочинениях руководителя «Аквариума» Бориса Гребенщикова счастливым образом соединяются почти несовместимые качества: с одной стороны, восприимчивость к малейшим колебаниям музыкального барометра, использование широчайшего спектра выразительных средств, с другой — индивидуальный творческий почерк, позволяющий без промедления опознать исполнителя.

«Автограф», «Диалог», «Руя» — ансамбли, тяготеющие к масштабным композициям с элементами симфонической музыки. У «Автографа» привлекает, в первую очередь, филигранная отточенность формы, у «Диалога» — интересно решенный синтез света и музыки, у «Руи» — самобытная мелодика. Многие сочинения этих ансамблей примечательны своим гражданским пафосом. Есть и один общий недостаток — излишняя помпезность инструментовок, музыкальная многословность. Настораживает и определенная однотипность групп: куда-то подевались популярные еще совсем недавно коллективы с «фольклорным» уклоном, шоу-ансамбли, ансамбли камерного звучания...

Не только стилистическое однообразие смущает в наших популярных ансамблях. Многие коллективы охотно перенимают приемы из арсенала коммерческих зарубежных ансамблей, будто забывая о том, что перед ними стоят принципиально иные задачи. Качество звучания и визуальная подача программ — вещи необходимые. Но слишком часто сталкиваемся мы с довольно уродливым подходом к решению этих задач: нагромождение эффектов и безвкусные костюмы. неестественные ужимки на сцене и невероятный грохот в зале. Глупо и вредно советским ансамблям рассчитывать лишь на дешевый успех у падких на эффектные зрелища подростков. Этот путь ведет (а некоторых уже привел) в тупик. Не тупо обалдевшим, а чуть повзрослевшим и поумневшим должен выходить молодой слушатель из зала. Интеллектуальность, хороший вкус, оригинальность вовсе не означают «занудства». По-настоящему-то скучны как раз стандарты — пусть и сработанные «по фирме»...

ИНСТРУМЕНТАЛИСТЫ

Клавишные: 1. Рейн Раннап («Руя»), 2. Юрий Чернавский («Динамик» — «Веселые ребята»), 3. Леонид Макаревич («Автограф»), 4. Маргус Каппель («Рок-отель»), 5. Петр Подгородецкий (ансамбль п/у О. Мелик-Пашаева).

Соло-гитаристы: 1. Владимир Кузьмин («Динамик»), 2. Александр Ситковецкий («Автограф»), 3. Валерий Гаина («Круиз»), 4. Вадим Голутвин (ансамбль п/у О. Мелик-Пашаева), 5. Невиль Блумберг («Радар»).

Бас-гитаристы: 1. Сергей Рыжов («Динамик» — «Веселые ребята»), 2. Анатолий Куликов («Квадро»), 3. Михаил Гуткин («Автограф»), 4. Вело Аннук («Ин-Спе»), 5. Прийт Кулберг («Касеке»).

Ударные: Паап Кылар («Радар»), 2. Гуннар Грапс, 3. Виктор Михалин («Автограф»), 4. Юрий Китаев («Динамик» — «Веселые ребята»), 5. Александр Кондрашкин.

Роль солиста - инструменталиста в эстраде новых форм весьма значительна, хотя, конечно, не столь исключительна, как в джазе. Настоящих «звезд» среди неджазовых эстрадных инструменталистов у нас, пожалуй, пока еще нет — как нет и традиций оценки их мастерства. Естественно, что на мнение журналистов повлияли некоторые «побочные» факторы — популярность ансамблей, чисто визуальная колоритность (Рыжов, Подгородецкий. Грапс...). И тем не менее, «пятерки» в целом удались.

Стоит отметить успех «Автографа», все музыканты которого оказались в первых тройках. Суммировав результаты, можно заключить, что это наш лучший, на сегодняшний день, инструментальный рок- ансамбль. Хотя еще более внушительно выглядит старый состав «Динамика»: Кузьмин — Чернавский — Рыжов — Китаев. Не стоит жалеть о распаде этого квартета — у Юрия Чернавского самостоятельные и смелые замыслы — кстати, единодушно оцененные экспертами в разделе «Дебют года».

Абсолютно заслужен успех эстонских музыкантов. В этой республике очень много делается для развития инструментальной музыки. В частности, на ежегодном тартуском фестивале проводится конкурс среди инструменталистов — и его лауреаты получают дипломы наравне с вокалистами и руководителями ансамблей. Кстати, Паап Кылар, Невиль Блумберг и Рейн Раннап были названы лучшими в этом году.

Помимо участников трех московских групп («Автограф», «Динамик», ансамбль п/у О. Мелик-Пашаева) и представителей Эстонии остаются лишь три музыканта: гитарист «Круиза» В. Гаина, джаз-роковый бас-гитарист А. Куликов и ленинградский ударник — А. Кондрашкин. Может быть, им организовать блюзовое трио?..

…Освоение всерьез музыкальной критикой сферы молодежной популярной музыки только начинается. Данный опрос, разумеется, не мог внести полной ясности... Одно не вызывает сомнений: жанр должен развиваться в соответствии с высокими духовными запросами советской молодежи, руководствуясь, в первую очередь, критериями идейно-художественной значимости. И здесь одну из важнейших ролей призваны сыграть пресса, радио, телевидение. Конструктивная критика, полемика, своевременная информация о событиях в молодежной эстраде должны стимулировать качественную эволюцию жанра, насколько популярного, настолько — называя вещи своими именами — запущенного.

Осталось сказать, что в опросе участвовали: Алексей Баташов (музыковед. Росконцерт), Борис Берман (АПН), Татьяна Бодрова (радио «Юность»), Владимир Ковалев («Огонек»), Виталий Костин («Студенческий меридиан»), Александр Кузнецов («Новое время»), Джульетта Максимова (радио «Маяк»), Андрей Мальгин («Литературная газета»), Николай Мейнерт (эстонское радио), Александр Налоев («Советская Россия»), Владимир Первухин (АПН), Аркадий Петров (музыковед. «Клуб и художественная самодеятельность»), Галина Роговицкая (ленинградское ТВ). Татьяна Руденко (волгоградское ТВ), Михаил Садчиков («Смена», Ленинград), Михаил Сигалов («Комсомольская жизнь»), Сергей Теплов (звукорежиссер ВСГ «Мелодия»), Егор Толстяков («Неделя»), Дмитрий Ухов (музыковед), а также ведущие музыкальных рубрик республиканских и областных газет.

«ЗД» благодарит за поздравления в связи с сотым выпуском и надеется на дальнейшее сотрудничество.

Юбилейный выпуск подготовили Геннадий Головко и Артемий Троицкий.

3 февраля 1984 года
Московский комсомолец, Звуковая дорожка №100