Макси-сингл Право Дано, Артур Беркут, полгода спустя

Да, друзья, в первый месяц весны исполняется полгода c момента выхода в свет дебютного макси-сингла группы «Артур Беркут» под не совсем обычным названием «Право Дано». Мне кажется, что отсчет «возраста» этой группы будет логичнее вести именно от даты первого релиза, нежели от даты анонса на Слэнде о том, что такая группа собралась. Да и в масштабах вселенной разница сия окажется незначительной.

Я предлагаю за основу обзора эволюции сольного проекта «Артур Беркут» взять мою же рецензию полугодовалой давности на мини альбом Артура сотоварищи. Помнится, я там много чего группе напредрекал и старался даже это обосновывать. Сравним, пожалуй, мои прогнозы с реальностью.

Главный мой посыл состоял в том, что появилась – таки на нашем небосклоне группа, способная переродить тандем лидеров тяжмета в триумвират. И целых пять предпосылок тогда я к этому насчитал. Вот, по каждой из них теперь и пройдемся. Развивается ли потенциал, заложенный изначально в этих предпосылках, и становится ли группа «Артур Беркут» ближе к моей заветной цели – уверенному взгромождению на метальный пьедестал в конкретно обозримом будущем…

1. Предпосылка первая – Имя. Она-же - Бренд. Честно говоря, этот пункт обещает стать самым времязатратным в моём обзоре. За последние полгода Артур над капитализацией своего имени, своего бренда поработал весьма плодотворно. Для начала отмечу, что многие поклонники просто не понимают, чего Артур творит, собственно. То он акустикой всех «достал» (да-да, почему-то именно так, зачастую, отзываются об относительно частых сольных вояжах Беркута, видимо из-за застывшего на месте репертуара?), то огласит-таки концерт группы, из которых, между прочим, в 2011-м слетела ровно половина (4 из 8-и), а за 2 месяца текущего 2012-го состоялся «целый» один концерт (прошедший «на честном слове и на одном крыле», но об этом чуть позже); то вдруг он оказывается в кинотусовке (!) где представляет свою песню из фильма «Камень», а потом он уже разъезжает по ледовым аренам России, под фанеру популяризируя молодежную лигу пусть и прихардованным, но, в целом, всё-таки, нетрушным гимном… Проектов, действительно, много как воды в семи морях, и это не считая гостевых участий Беркута в творческих начинаниях других музыкантов и анонсированного Небулой ретро-проекта «Автограф»… Я даже на этот счет эпиграмму сочинил, воспев такую неуёмную энергию и вездесущность Артура.

Чего общего у столь разноплановых проявлений? Общее то, что все они так или иначе музыкальные, и на афишах любого из этих мероприятий красуется уже становящийся привычным и узнаваемым круг с орлиным профилем в центре. Как поклонник тяжёлого жанра я очень расстроен, что Артур еще и не принимался писать свой дебютный полноформатник, но, как деловой человек, отмечаю, как-же здорово Артур раскручивает себя, и как умело расставляет приоритеты… И путем таким, похоже, прежде не шёл никто в нашей музтусовке…

Есть в коммерции такое понятие как «зонтичный бренд»…

Вот, возьмите такой весьма известный в мире концерн как PepsiCo. Ведь он выпускает не только всем известную Пепси-Колу. С его конвейеров сходят всякого рода каши, чаи, чипсы, злаковые снеки и прочая-прочая-прочая. Pepsi-Cola, 7UP, Lipton, Lay’s, «Домик в Деревне»: вот лишь немногие из брендов коими сей концерн славен. Неспециалист зачастую и не догадывается, что все эти продукты принадлежат, в общем-то, одному производителю. В основном, музыканты идут этим-же путём. Если у них возникают идеи, не укладывающиеся в рамки их «основной» группы, то выходит, как правило, «сольный альбом». Пример из свежих – Андрей Смирнов. Возьмем проекты, где он верховодит – если «Эклектика» входит в дискографию «Эверлоста», то уже несколько иноформатный «Адреналин» идет под вывеской «Андрей Смирнов». При таком подходе оба проекта друг от друга автономны – успех-неуспех одного из них не отражается глобально на судьбе другого.

А теперь пример иного рода: Toshiba. Под этим брендом мы имеем возможность стать обладателями видеокамеры, батареек, телевизора, ДВД, ноутбука… Тут возможны «подбренды» (например Satellite у ноутбуков), но «Toshiba» все равно красуется на каждом из изделий этого производителя. Toshiba «крышует» все свои подразделения, а по-научному является «зонтичным брендом». Такие производители свято чтят качество своей продукции и свою репутацию. Мы можем не переживать за качество того или иного продукта под марками Panasonic, Sony или та же Toshiba. Наличие подобного лого на товаре уже это качество гарантирует лучше любого пресловутого пятиугольника с повернутой буквой «К» времен СССР. Иного подобные производители просто не могут себе позволить: попадись нам некачественный телевизор, мы автоматически отвергнем для себя и видеокамеру и ДВД под таким-же логотипом, хотя с ними-то, как раз, всё может быть в полном порядке. Этот путь очень хорошо описал Анатолий Жуков в песне «Без Правил»: если перефразировать то, что я изложил выше, для таких производителей (и, соответственно, «зонтичных» брендов) выбор невелик - «или мертвый или первый». И составляющие такого «зонта» или процветают все вместе или…

Сегодня под вывеской «Артур Беркут» происходят:
- концерты Артура под акустическую гитару с включением клавиш.
- мини альбом «Право Дано» и концерты с аккомпанирующим составом в жанре хард-н-хеви.
- прочее (саундтрек к «Камню», Гимн МХЛ, готовящиеся дуэты с Оксаной Михеевой и ее уже сольные песни…).
- Проанонсирован ретро-проект «Автограф» (совместно с группой Nebula).
- Возможно, к моменту, когда я это мини-эссе напишу, появится что-то еще…

Успех любого из этих начинаний способствует и успеху прочих, проходящих под такой-же вывеской. Провал любого из них толкает в пропасть и прочие составляющие. В целом, бренд «Артур Беркут» за истекший период усилился! Если в 2011-м было всего поровну (успех «Право Дано» и первых электро – концертов, удачные акустические сеты… но это перемежалось с отменами как электро-, так и акустических перформансов), то уже в 2012-м очень здорово выстрелил проект «Гимн МХЛ». Он был отменно презентован, звучит теперь перед матчами, круг с орлиным профилем предстал пред очи многотысячных аудиторий (включая ТВ), на днях вышла заметка в такой солидной фирме как «Советский Спорт»… И гимн этот прихардованный мне тоже понравился – достану МП3, буду в машине крутить…

Опять-же, жаль мне, что металлическая составляющая «Артура Беркута» не наполняется альбомом и туром в его поддержку (мой прогноз на весенний приезд группы в Украину с продолжительными гастролями не сбывается), но с тем, ради чего это наполнение откладывается, я согласен безоговорочно. Общая вывеска «Артур Беркут», под которой находится и металлический проект (он – же «группа»), стала весомее и дороже! И не за счет металла! Парадокс, коллеги, не правда ли – не записывая альбом, Артур уже сейчас работает над его промо! Парадокс, но не в случае с вездесущим Артуром.

2. Предпосылка вторая – форматность музыкального материала. Тут можно лишь отметить, что форматность «Право Дано» подтвердили как сами Слэндовцы, включившие в ТОП-11 песен прошлого года 3 из 4-х композиций с мини альбома, так и время. За отчетный период «Семь Морей» не каверил только я, поскольку музыкальными инструментами не владею… нет… вру – я тоже их в эпиграмме упоминал. Из неметальных вещей форматными (для своих ниш) оказались и «Где-то на краю» и, особенно, гимн МХЛ, который очень «липуч», что от него и требуется, собственно. Даже «нерусские» об этом говорят.

Поэтому лишь выражаю надежду, что у творческого тандема Беркут-Жуков чутьё на хиты всё такое-же острое.

3. Предпосылка третья - Анатолий Жуков. Здесь полный порядок – Анатолий даже раскрылся нам как романтик («Где-то на краю») и попсовик (Гимн МХЛ). Вот-вот мы оценим его и как любовного лирика (эту возможность нам предоставит Оксана и ее дуэт с Артуром). От дуэта я жду нечто особенное – в отличие от, скажем, Кипелов + Тарья, песня сочинялась Анатолием сразу как дуэт и для реально существующего в жизни дуэта. То есть, для тех, кто его и будет исполнять. А по киношным примерам (а теперь волею судеб Артур и сам немного «человек с бульвара Капуцинов») мы знаем, какие яркие образы удаются актерам, когда роль сценаристы и режиссеры сочиняли именно «под» конкретного актёра.

Ну, а раз метальные вещи Анатолий и раньше сочинять умел и от сотрудничества с Артуром не уклоняется, то на данном направлении всё чётко!

4. Предпосылка четвертая: Алексей Страйк. Уууупс, что называется. Вот она и проруха моя старушечья… Ушел из коллектива Страйк. Потеря в творческом плане очень весомая – он, ведь, не только гитарист-виртуоз (кстати, один из лучших в России), но и аранжировщик, а на сцене еще и «мотор» всей группы. На освободившуюся вакансию нужна замена такого-же крупного калибра. И, кстати, альбом эта потеря тоже не приближает…

Если на момент выхода в свет данного очерка в коллектив еще не приглашён Андрей Смирнов, то, Оксана, Артур, непременно пригласите его! Андрей, если Вас пригласили, то обязательно соглашайтесь. Не надо делать этого шага необдуманно – подумайте, как следует, и соглашайтесь! Мне кажется, что между Артуром и Андреем есть «химия» (у них уже и успешный опыт сотрудничества имеется) и равно как коллектив Артура заслуживает музыканта уровня Смирнова, так и Андрей заслуживает коллектив уровня и потенциала «Артура Беркута». А мы бы с Вами, друзья, и праводаношные вещи услышали в несколько обновленной трактовке, и в новом альбоме с аранжировками всё было бы на должном уровне. И на сцене опять был бы «мотор» (Андрей зажигать умеет и любит) и виртуоз (так уж случилось, что в «Артуре Беркуте» гитаристу приходится отдуваться за двоих).

А для Смирнова, рожденного дышать свободой, между прочим, помимо иных плюсов, открылась бы редкая для музыканта-инструменталиста возможность дать своим студийным сольным произведениям вторую, концертную жизнь!

Неужели я не убедил обе стороны?

5. Предпосылка пятая – группа. Вот тут я, наверное, сам с собой на целых полгода более молодым не соглашусь. Не будет стабильным состав в коллективе, который периодически оказывается на задворках внимания своего лидера. И тут не только в деньгах дело (в том, что они, в конце концов, будут, я не сомневаюсь). Неизбежно будут творческие простои, душевный дискомфорт и прочие неудобства. Да и люди с именем, как тот-же Страйк или сватуемый мной в коллектив Смирнов, все-таки имеют тягу к «самоопределению». Страйк продержался в группе меньше чем Терентьев в «Кипелове». Так-что, скорее всего, «группа «Артур Беркут»» сменит свой формат на «Артур Беркут и его группа». Вернее, мы уже этот процесс наблюдаем…

Но так ли он страшен? Предположим, к «группе» присоединится Андрей Смирнов. Он привнесёт новое звучание в уже записанные вещи, и будущий альбом будет звучать не так, как звучит «Право Дано». Если Ария или Кипелов находятся в поисках этого нового звучания, то металлический проект Артура будет просто обречен на новизну с каждой сменой гитариста (напомню, что у Артура «по штату» гитарист всего один). А таким путём три десятка лет до воссоединения с Саббатами двигался такой исполин как Оззи. Его «группа», по всем канонам кадровой политики представляет собой тот самый пресловутый «проходной двор», из которой (кроме самого Осборна, естественно), я могу легко припомнить нескольких гитаристов (Роадс, Ли, Вайлд), басиста Трухильо (фамилия очень звучная у парня) и… всё.

Да чего далеко ходить – Страйк, единственный гитарист в сценическом составе, покинул группу за пару недель до уже заряженного концерта. А концерт состоялся! Шаев выручил. О нем немного ниже. В общем, полагаю, Артуру по силам переиначить свою «слабость» в плане стабильности состава в «изюминку». А изюм этот будет произрастать под надежным зонтиком бренда «Артур Беркут». Главное в таком процессе, это чтобы партнеры были друг для друга предсказуемые.

6. Предпосылка 6-я - команда. Внимательный читатель скажет – а вот этого не было в рецензии. Правильно, не было. Но теперь через полгода после начала жизнедеятельности Артура в сольном море уже не отмеченным быть не может. У Артура очень надежные тылы. Вы много встречали в шоу-бизнесе жён рок-звёзд, разносящих водичку музыкантам или продающих мерч во время концерта супруга? Мне только один пример вспоминается, сами догадайтесь какой. Конечно, не количеством проданных шарфиков измеряется вклад Директора артиста в его успех. Но не задавайте мне вопроса, а во сколько можно оценить вклад Оксаны в дела Артура. Вам и Артур на этот вопрос не ответит… ибо вклад бесценный. Есть еще один Артур, который помоложе, и «открытие» (для меня) Михаил Шаев. Оказывается, не только Михеевыми силён Михеев (красивый каламбур, при перепечатке ссылка на меня обязательна). Парень просто спас всех! За две недели выучил 22 песни, хотя, оно ему надо? Надо! Были у Виктора Тихонова в команде такие хоккеисты как Ирек Гимаев и, позже, Илья Бякин. Могли закрыть любую брешь. Выходили то в нападении, то в защите. Лавры-то основные кто снискал? Михайлов-Петров-Харламов, а позже «ларионовцы». Но Вы у любого тренера поинтересуйтесь, откажется ли он от такого игрока как Гимаев, Бякин или… Шаев? Михаилу респект!

Я сюда еще Жукова запишу. Тут юморили, что вместо Страйка он играть будет. А ведь, если понадобится, заиграет… Стихи уже на концерте Артура читал…

Ну что, пришла пора делать выводы. Для меня за эти полгода пропала интрига, сможет ли «Артур Беркут и его группа» встать вровень с Кипеловым и Арией. Сможет! Спустя полгода он ближе к этому, чем был раньше, в основном за счёт очень качественной раскрутки своего имени. Интрига теперь в другом – ЗАХОЧЕТ ли? Артур еще до выхода «Право Дано» заявлял, что будет делать музыку от души, а там пусть знатоки оценят, в каком жанре это вышло. Я, как и большинство поклонников, подумал, что нам предстоит услышать некий новый подстиль металла, а вышло иначе – Артур оказался артистом многожанровым, и творит в том жанре, в каком в данный отрезок времени «поёт» его душа. Сейчас она поёт более легкую музыку нежели риффы с «Право Дано» или засвеченный кусочек песни «Сто из Ста»… Истоскуется ли душа музыканта в обозримом будущем по металлу так, чтобы этот железный зов заглушил все остальные мотивы? Я надежды не теряю – по закону маятника этот миг настанет. Иначе, зачем было спасать пятничный 24-го февраля концерт? Да и «Право Дано» Артур не из-под палки сотворил. А если Беркут захочет и по настоящему возьмется за метальную составляющую своего «зонта», то деваться тяжёлому жанру от этого человека-фуррора (как метко нарёк его Свен) будет просто некуда. Поэтому жду, надеюсь и остаюсь:

1.03.2012

Щиро Ваш, Андрій Мазан
Київ

25.04.2012
Стихи.ру