Хореограф Борис Эйфман: "Пушкин был первым психоаналитиком"

Очередной визит в столицу Санкт-Петербургского государственного театра балета Бориса Эйфмана приурочен к VII Международному фестивалю искусств имени Соломона Михоэлса. Во вторник на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко прославленная труппа покажет балет "Мой Иерусалим".

Очередной визит в столицу Санкт-Петербургского государственного театра балета Бориса Эйфмана приурочен к VII Международному фестивалю искусств имени Соломона Михоэлса. Во вторник на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко прославленная труппа покажет балет "Мой Иерусалим". Накануне спектакля с Борисом Эйфманом встретилась обозреватель "Известий" Светлана Наборщикова.

вопрос: В память Михоэлса вы танцуете "Мой Иерусалим". Чем привлек вас этот город?

ответ: Когда я увидел Иерусалим с горы, я понял: это модель мира. Идеальная модель жизни людей, принадлежащих к разным национальностям, религиям, культурам, но объединенных верой в существование одного для всех неба, одного солнца и одного Бога. Все мы, на земле живущие, в конечном итоге братья и сестры. Такова главная идея спектакля. Я горжусь тем, что наш театр одним из первых высказался на эту тему. Специально для московского фестиваля мы сделали новую редакцию, солируют в ней молодые артисты: Алексей Турко, Илья Осипов и Анастасия Ситникова.

в: В декабре в Московском доме музыки ваша труппа станцевала "Реквием" Моцарта. Оркестром и хором дирижировал Владимир Спиваков. Раньше вы предпочитали фонограмму...

о: Я всегда предпочту хорошую фонограмму плохому оркестру. Но когда представилась возможность показать "Реквием" с замечательным оркестром Владимира Спивакова, хором Виктора Попова и певцами-солистами, я решил ею воспользоваться. Это был незабываемый вечер.

в: Как маэстро Спиваков справился с ролью дирижера балета?

о: Очень хорошо. Конечно, требовать от музыканта такого уровня дирижировать "под ножку" было бы наивно. Мы, разумеется, на этом не настаивали, потому что хотели танцевать музыку. Было всего несколько репетиций, и удивительно, насколько внимательно он отнесся к хореографическому тексту. Практически мы во всем совпали.

в: Как обстоит дело с возведением в Петербурге Дворца танца? По первоначальному плану он должен быть вот-вот готов.

о: Работы еще не начались — вопрос "утонул" в бесконечных согласованиях. Но на другой проект — Академию танца — мы возлагаем большие надежды. Курировать это строительство будет Валентина Матвиенко. Мы за два года построим уникальный учебный центр, который обеспечит решение многих профессиональных и социальных проблем. Мы соберем воспитанников со всей России — сирот, детей из необеспеченных семей — и в условиях полного пансиона вырастим новое поколение деятелей балетного искусства. Это будут универсальные танцовщики, способные реализовать любую фантазию хореографа. Те, кто не сможет прогрессировать в балете, в последние два-три года обучения получат профессии гримера, осветителя, машиниста сцены, администратора и при нынешнем дефиците театрально-технических работников окажутся очень востребованы. А когда труппа перейдет в здание Дворца танца — я надеюсь, что он все-таки будет построен, — помещение, где мы сегодня репетируем, переоборудуем под детский балетный театр. Наши дети своими силами будут создавать балетные спектакли и показывать их сверстникам.

в: Эти замечательные проекты — дело будущего, а чем вы заняты сейчас?

о: Я начал ставить новый балет под названием "Онегин". Это попытка балетного театра понять и осмыслить великий роман Пушкина. Многие воспринимают его сквозь призму оперы Чайковского. Я захвачен иным видением, у меня другой подход к теме. Музыка будет современная — произведения рок-группы "Автограф", написанные Александром Ситковецким, и транскрипции неизвестной музыки Чайковского.

в: Либретто планируется точно по Пушкину, без отклонений?

о: Либретто по Пушкину, но его роман очень глубок. Можно читать поверхностно, а можно — погружаясь в текст. Возьмем хотя бы сон Татьяны. Никогда прежде — ни в опере Чайковского, ни в балете Джона Крэнко — о нем даже не упоминалось. А ведь сны — это область психоанализа. Пушкин был одним из первых психоаналитиков. Он открыл сферу подсознательного, описал ее в сне Татьяны.

в: Могли бы вы рассказать о самом ярком сновидении?

о: Сон такой: я вхожу в свой театр, в свой Дворец танца. Сегодня далеко не каждый может попасть в наши академические театры — вы прекрасно знаете, как дорого это стоит. Моя мечта — построить демократический, не коммерческий театр, где молодые люди могли бы увидеть спектакли разных направлений и стилей. Он открывал бы зрителю настоящее искусство, оттягивал от пошлятины и попсы. Раньше этот сон мне часто снился, сейчас — все реже и реже, потому что все меньше надежд — годы-то идут — остается на его осуществление...

Светлана Наборщикова

14 января 2008, 18:59
Известия