Лавка чудес

Неожиданное попадание песенки о девушке, похожей на Катрин Денев, в хит-парад подпольного журнала «Контркультура» в 90-х годах... Неожиданно услышанный на автобусной остановке месяц назад «Мир деревьев» в испол­нении грустного студента... Наконец, просьба одного из контркультурщиков выпустить пластинку ВИСОКОСНОГО ЛЕТА... Господи, да что им до нас? Но есть ностальгия в душе — у одних. Есть любопытство — у других. У третьих — чувство благодарности, что такая группа была тогда, когда они еще пешком под стол ходили.

Второй такой группы, как ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО, в Москве не было. Стоящая в стороне от вечных вопросов, вот уже несколько поколений мучающих русскую интеллигенцию, типа «Что делать?» и «Как быть?», она сочиняла и исполняла музыку, не связанную суровыми нитями с орто­доксальной советской эстрадой или со столь популярными в народе а-ля кабацкими шлягерами. ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО в те дни застоя пропа­гандировала строгий образец западно-европейского арт-рока, сдобренного изрядной порцией психоделической поэзии. За что периодически подвергалась критике со стороны сторонников соцреализма. Тогда многие не понимали, что нам, советским человечкам, до «Нетрадиционного реквиема по землянике, растоптанной в августе», или до бунтаря, казненного на потеху почтенной публике на кафедральной площади герцогом Альба... Но кайф ВИСОКОСНОГО ЛЕТА и заключался в изящных гитарных соло, а не в пресловутых трех аккордах, в плотном звучании баса, неровном, иногда срывающемся вокале, или в чисто оперном исполнении композиции «по ролям», плюс — в образах стеклянных лебедей, похитителя снов и разоренной действительностью лавке чудес... Звучали и веселые рок-н-роллы.

Специфический саунд и сценический образ снискали «високосникам» популярность у огромной партии поклонников. До сих пор люди вспоминают «Сатанинские пляски», в которых Крис Кельми превращался из мирного клавишника в исчадие ада и выделывал в лучах стробоскопа умопомрачительные па...

ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО первое замахнулось на театрализацию рок-действа и поставили «Прометея прикованного» по сюжету древнегреческой трагедии. Конечно, это был не «Джизус Крайст Суперстар», но по нашим, московским масштабам, подвиг «високосников» впечатлял и композиционно, и композиторски, и с точки зрения исполнения. Мини-опера с трогательным упреком Отцу Богу за то, что он обрек своего сына на такие муки...

ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО много выступало в Москве, гастролировало в других городах и даже умудрялось получать призы на рок-фестивалях. И постепенно в недрах группы вызревало три направления. Процесс закончился распадом этой единственной в своем арт-хард-поп-роковом роде команды. Но — родились «Автограф» А.Ситковецкого и «Рок-ателье» К.Кельми. А бас-гитара А.Кутикова и барабаны В.Ефремова до сих пор поддерживают фундамент «Машины времени».

Но легенда осталась, из рук в руки передают плохонькие записи нескольких песен ВИСОКОСНОГО ЛЕТА, рассказывают всякие истории. Трудно, конечно, объективно судить о том, что было сделано тогда... Мешает все та же проклятая ностальгия. Но несколько наивная для сегодняшнего дня музыка ВИСОКОСНОГО ЛЕТА — словно глоток свежего воздуха из того чердачного окошка, которое выходит в сад нашей юности.

М. Пушкина, Москва

Liner Notes альбома "Лавка чудес", 1995