РоКоКо: Краткая история

В начале 1989 я познакомился с Сергеем Маркиным, талантливым автором и гитаристом, в то время игравшим в группе Стаса Намина. И был приятно удивлен весьма высоким уровнем услышанного материала и качеством демо-записей. Правда, это было в целом очень похоже на Парк Горького, иногда даже можно было услышать целые цитаты из их песен. Выяснилось, что это не случайно-Маркин начинал работу над этим материалом с Николаем Носковым, в то время «бесхозным» певцом из престижного ресторана в подмосковной Салтыковке. Там же работал и Лёша Белов. Позже, когда Стас стал собирать Парк, туда был приглашен и Носков, прихвативший, по версии Маркина, и часть материала, над которым они работали. Это, разумеется, совершенно не радовало Серегу, оставшегося не только без певца, но и за бортом перспективного проекта. Идея изначально была записать эти песни, (кстати, не вошедшие впоследствии в программу РоКоКо) + создать новые и подготовить проект/группу для представления западным рекорд-компаниям. Сергей предложил мне участие в этом проекте в качестве соавтора и продюсера, зная о хороших контактах Автографа и, в частности, моих с зарубежными компаниями. Материал мне понравился, общение с Маркиным тоже как-то складывалось, к тому же в это время я начал всерьёз интересоваться студийной и продюсерской работой и сам работал дома на 4-х канальной порта-студии над песнями для Автографа. Короче, мы начали работу. Певец Володя Ковалев, которого Маркин рекомендовал для записи этих песен, оказался очень техничным вокалистом с прекрасным тембром, но совершенно не в рок-эстетике, этакий эстрадный Ковердейл. И мы довольно быстро зашли в тупик. Вроде бы все ингредиенты были на месте, но музыки, в лучшем смысле этого слова, почему-то не получалось. К тому же, Володин английский оставлял желать лучшего, если не сказать больше, и творчество начало тонуть в бесконечных спорах и около-музыкальных аргументах, которых, к тому времени, уже с лихвой хватало и в Автографе. Возникла идея предложить записать демки кому-то с более-менее приличным английским, а потом уже, в случае положительной реакции от лейблов, найти «чистового» вокалиста, может быть и за рубежом. Нет худа без добра, так в проекте появился Артур.

И сразу все пошло. Правда, выяснилось, что Парк использует много фрагментов из материала Маркина/Носкова и возникла необходимость новых песен. Мы с Артуром включились в создание песен, работа закипела, и вскоре появились Living In The Wasteland, I Don’t Believe Your Lies и It’s Over и ещё ряд набросков. Также, на одном из джемов неожиданно был «нарулен» симпатичный рифф, впоследствии легший в основу кавера на стоунзовский Satisfaction. Это все разительно отличалось какой-то лёгкостью и спонтанностью от монументального Автографа прежде всего отсутствием клавишных, было другим, свежим и по-своему интересным. Мы решили попробовать записать 4 песни в студии Дворца Молодежи с Игорем Замараевым, с которым Автограф только что блестяще записал Каменный Край. Для записи барабанов был приглашен Дима Серебряков, бывший музыкант группы «Москва» Давида Тухманова, очень опытный и талантливый музыкант с хорошим «фирменным» звуком (и барабанами). Запись была отправлена в Америку и получила хорошие отзывы, но обнаружила отсутствие «паровозного» хит-сингла. Нам были предложены песни американских авторов, в том числе I Won’t Be Lonely After You, но мы решили сделать новый заплыв с прицелом на более простой и хитовый материал. К этому моменту произошло важное, если не сказать судьбоносное событие - Саша Ситковецкий на гастролях в Саранске объявил о бессрочном творческом отпуске Автографа в связи с реализацией сольного альбома и ряда других причин, о которых он много говорил и писал. Неожиданно из милого почти хобби-проекта РоКоКо превратилось в единственное, что собственно, осталось «на столе». И, кроме удовольствия от совместного музицирования, встал вопрос «а что мы, собственно, будем завтра кушать?». И Маркин, надо отдать ему должное, добровольно пошел на решительный шаг: ушёл из Цветов, сделав ставку на РоКоКо.

Ранней весной 1990 мы отправились вместе с порта-студией работать над новым материалом ко мне на дачу и провели там 2 недели прекрасных бессонных дней и ночей, полностью посвятив себя музыке (с перерывом на еду и, соответственно, вывод этой еды из организма). Слушали и впитывали музыку, писались на импровизированной студии, обсуждали, гуляли в лесу, снова писались... было здорово. Настоящий творческий запой. Появилось много эскизов, из которых мы выбрали несколько лучших и записали их в студии зала Россия, т.к. к тому времени студия Замараева была закрыта не реконструкцию. Правда, он сам впоследствии помогал нам в сведении этого блока песен. Снова отправили записи в Америку с тем же ответом: «Здорово, но для контракта нужен убойный хит». Тогда возникла идея о творческом отпуске летом в Лос-Анджелесе, где мы могли бы поработать с местными авторами и музыкантами над материалом и получить быстрый фидбек прямо с «линии фронта». Но реально поездка могла состояться только в конце лета, а до этого ещё надо было дожить в разваливающейся на части, голодной стране. И ей было не до музыки, мягко говоря, и уж точно не до хард-рока на английском. Но воистину, когда одни двери закрываются - открываются другие, новые. Я показал записи Игорю Конюкову, тогда менеджеру мега-популярного Володи Кузьмина, тоже в то время пытающегося наладить музыкальные контакты в Америке. Игорь был очень впечатлен материалом и предложил себя в качестве менеджера. Но не только... Выяснилось, что Кузя летом едет в большой тур по России и Украине и заканчивает его концертами в Крыму. И мы получили приглашение открывать выступление Кузьмина получасовым сетом, причем с весьма достойным гонораром. Лучшего «расклада» и представить было невозможно.

В связи с туром возникла куча вопросов: название, «шо поём?», русские слова, т.к. англоязычные песни публике Кузьмина, да и собственно Автографа, на которую частично тоже делалась ставка промоутерами тура, были абсолютно не востребованы. К тому же выяснилось, что в тур не может ехать Серебряков, т.е.мы остались и без барабанщика. Тогда же после бессонной ночи и литра коньяка с Конюковым и возникло название РоКоКо. С русскими словами помог Сергей Патрушев - воистину гениальный автор всех слов Каменного Края - светлая ему память (RIP). На барабаны был приглашен 17 летний брат Маркина Паша, который к тому времени только закончил школу и играл вполне прилично для своего возраста, но главное, безумно этого хотел и занимался по 12 часов в день. Так мы и поехали в 2-х месячный с перерывами тур, оказавшийся впоследствии триумфальным не только для Кузи, но и для нас. Это было здорово, настоящий рок-н-ролл со всеми вытекающими... Единственное, что было грустно, это то, что мы проехали на автобусе по кровоточащей и разваливающейся к тому времени стране, посмотрели в глаза тысячам людей, теряющих надежду на перемены к лучшему и поняли, что если и есть какой-то шанс продвинуть этот проект ТАМ, то надо им воспользоваться. Артур впервые (на сцене) взял в руки гитару, приём был потрясающий и к концу тура зал уже скандировал «Ро-Ко-Ко» перед нашим выступлением. Кузя, надо отдать ему должное, был очень дружелюбен и всячески нас поддерживал, равно как и вся его команда. Также помогало то обстоятельство, что мне удалось уговорить Конюкова взять в качестве звуковой и световой поддержки весь «осиротевший» техсостав Автографа. Таким образом мы с Артуром оказались снова в «семье», которая, правда, очень ностальгировала по «старшему брату» и слегка ревновала к неожиданному успеху нового проекта. Стоит напомнить, что никакого промо вообще не было, ни эфиров, ни радио игры, все «на живое» - что заработали, то и получили (в плане лояльности публики, к тому же чужой, разумеется). Наметился наш первый хит - русская версия песни I Don’t Believe Your Lies под названием «Сестра», и в Ялте народ в косухах уже орал «Сестру давай...».

В общем, было здорово и весело и это очень помогло заполнить вакуум пост-автографической болезненной паузы.

По приезду из тура вновь загрузились в студию и записали 2 песни: I Won’t Be Lonely After You и Lonely World (с «Арией» на подпевках) с Васей Крачковским, нашим товарищем и замечательным звукорежиссером, работавшим на Мосфильме и в ДЗЗ. Это уже все было прямо перед поездкой в Америку. Помню бессонные ночи в студии и дикую усталость. Поездка в Лос-Анджелес планировалась на 2 месяца, соответственно собирался и чемодан. Затянулась она на 6 лет. Но это уже следующая история.

А пока-Дамы и Господа... RockoCo Rocks Da House!!!!

Леонид Гуткин

25 ноября 2012 года
специально для www.avtograf.com.ru