Рецензия на альбом группы Stonehand «Black Babylon» (2011)

STONEHAND
Black Babylon

© 2011 CD-Maximum CDM 1112-3023
7 tracks = 39'24"

«The greatest God of Rock and Roll is still late great Ronnie James Dio and Stonehand is among his Apostles for sure» – так могла бы начинаться рецензия на этот альбом воронежского хэви-состава, будь она написана кем-либо из патриархов рок-пера, работающих в британском журнале Classic Rock – скажем, Джеффом Бартоном или Нилом Джеффрисом. Но и у эксперта, слыхавшего еще в эпоху «Рок-интенсива» различные звуки из мест, весьма от столиц удаленных, «Black Babylon» вызвал позитивную оторопь – со столь достоверным клоном Black Sabbath эпохи первого пришествия в состав Ронни Джеймса Дио (1980-1982) не приходилось сталкиваться и в мировом масштабе. Известный парадокс заключается в том, что и для самого Stonehand этот эксперимент по адресной мимикрии первый и малость неожиданный: на первых двух альбомах группа склонялась к некоей модели классического рока вообще не без реверансов в сторону раннего, «британского» Whitesnake. И вдруг – такой неожиданный поворот: по словам лидера Stonehand, гитариста Александра «Ozz» Горбунова (вы угадали – он усат, неусатый гитарист в составе подобной стилистики – это нонсенс!), «мы просто решили играть тот материал, который нам комфортно сочинять и который нам нравится больше всего». Следовательно, определение «клон» нисколько не уничжительное: не осуждаете же вы японцев Concerto Moon за клонирование творчества Ингви Мальмстина. Да и с точки зрения человека, услышавшего прототипы современного творчества Stonehand прямо в год их выхода, тут имеется законный повод для гордости: и у нас такие умельцы есть! Еще удивительнее, что умельцы – вовсе не старики-хардовики какие-нибудь: Stonehand начали активную деятльность всего-то шесть лет назад…

Но все игры группы в Black Sabbath зари 80-х не значили бы ничего без умений Александра, который, невзирая на всю любовь к творческому наследию Ричи Блэкмора, звучит на «Black Babylon» форменно как Тони Айомми – разве что с чуть большим блюзовым нервом, на что прямо указывает его соло в титульном треке. А вокалист Андрей Бондарев ухитряется дотошно воспроизводить все интонации дедушки Дио, и даже очевидный и несколько наивный акцент играет, как ни странно, на пользу общей звуковой картине. При всем этом альбом звучит даже более старомодно, чем записи-оригиналы: он будто бы записан в 1974-1977 годах, и далеко не Мартином Бёрчем, однако в свете сегодняшней невеликой, но общемировой моды на ретро-рок это скорее плюс, нежели наоборот. Еще один интересный момент альбома в рамках игр в Black Sabbath – акустичекая интерлюдия «XXI», отсылающая к аналогичным творениям Тони Айомми. Зато номер «Angel And Beast» схож с ранним творчеству Dio, а истинным украшением альбома стал финальный, по-хорошему пафосный трек «Rock’n’Roll», написанный, включая гитарное соло, явно с большой оглядкой на полузабытое творение «Stars» благотворительного звездного проекта Ронни Джеймса Дио Hear ‘N Aid (1985) и спетый – внимание! – нашим рок-вокалистом №1 Артуром Беркутом (экс-«Автограф»). Естественно, уже безо всякого акцента… Попутно этот номер опровергает теорию о том, что Артуру в хэви-роке делать нечего – простите, но профессионал такого уровня всегда остается профессионалом, если, конечно, давать ему петь в своем естественном диапазоне, а не заставлять мимикрировать незнамо под кого.

«Black Babylon» уже успел получить скептические оценки от ряда обозревателей, мнящих себя рок-гуру – и это еще понятно, когда таковое дотошное следование по стопам кумиров вызывает удивление у лиц, незнакомых с культурой кавер-групп или, говоря по-русски, с «танцплощадочной культурой». Но когда возмущение в духе «есть же Black Sabbath и Dio – зачем нам их отечественная копия?» высказывают ровесники автора этих строк, это остается совершенно непонятным. Похоже, что дурной модернизм и погоня за всеми и всяческими сиюминутными трендами уже стали стержнем родной рок-журналистики, не желающей в лице большинства авторов понимать, что и в нашей любимой музыке наличествуют вечные ценности, которые воспроизводить раз за разом совершенно не зазорно. Нет пророка в своем Отечестве – и очень похоже, что признание Stonehand именно с «Black Babylon» должно состояться за границами России…

Всеволод Баронин

Jun. 5th, 2012 at 3:33 AM
LiveJournal.com