Рок-ателье (г. Москва)

На снимке (слева направо): Сергей Рудницкий, Крис Кельми,
Александр Садо, Валентин Лёзов, Анатолий Абрамов

С УСПЕХОМ выступает в Чебоксарах группа «Рок-ателье» (г. Москва), приехавшая по приглашению Дома молодежи. В четверг «Рок-ателье» было гостем «МК». К нам пришли Крис Кельми (руководитель группы), Сергей Рудницкий, Валентин Лёзов, Александр Садо, Анатолий Абрамов. Музыканты ответили на вопросы журналистов.

— В чем специфика «Рок-ателье»?
— Мы — коллектив театральный. Заняты в спектаклях театра им. Ленинского комсомола — «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «Юнона» и «Авось». Нам приходится играть и романс, и древнерусские песнопения, и симфоническую музыку. Наш репертуар — сплав, синтез жанров.

— Как образовалась группа, когда!
— В театре Захарова до нас играл «Аракс», который в 1980 году начал концертировать «соло». Захаров устроил конкурс, пригласив 3—4 коллектива. Выбрал нас. В сентябре 1980 года появилось «Рок-ателье», до этого мы работали кто в «Араксе», кто в «Виктории», кто в «Автографе».

— Что от группы требует режиссер?
— Захаров уверяет всех, что он не отличает бемоль от диеза, однако он хорошо чувствует музыку. Неслучайно ему одному из первых в стране пришло в голову соединить театр и авангардную музыку, что обусловило во многом фантастический интерес молодежи к его спектаклям. Впрочем, он хорошо ставит и без музыки. — «Диктатура совести» — по пьесе Шатрова — просто потрясает зал. Сильное впечатление производит острейший разговор о самых актуальных проблемных вопросах. Мы чувствуем это по себе... Придя в коллектив, мы в 1981 году участвовали в спектакле «Люди и птицы» по пьесе таллинского драматурга Штейна. Мы написали, исполнили музыку. Затем включились в работу над «Юноной» и «Авось», он был поставлен летом 1981 года, стал новой вехой в жизни театра, вершиной репертуара. По-настоящему молодежный спектакль. Его мы с успехом показывали в Париже. Билеты в театре Пьера Кардэна были страшно дорогие, из «Юманите» нам переслали письмо: театр из Москвы хотят посмотреть рабочие. Мы сделали бесплатный спектакль. Парижская публика — воспитанно-раскрепощенная, если двумя словами. Сначала — тишина, вежливое ожидание. Но если что-то нравится — шквал эмоций. Аплодируют не как у нас — а с ускорением и замедлением ритма аплодисментов. Вообще, чувствуется, к советскому искусству — необычайно большой интерес. Недавно выступали в Греции. Рекламы почти не было. Но уже второй спектакль давали на стадионе — ни одного свободного места. Спектакль — он сам себя рекламирует.

— Недавно в Москве прошел фестиваль рок-музыки...
— ...По инициативе Гагаринского райкома ВЛКСМ и газеты «Московский комсомолец». Блестяще был организован. Гости, ТВ, реклама, концерты - все было на высоком уровне. Шли острые дискуссии. Один комсомольский администратор в полемике высказался так: рок-музыка и комсомол — понятия несовместимые. И все же оппонентов у него оказалось больше, чем сторонников. Теперь решено проводить такие фестивали ежегодно. О первом фестивале было много сведений в прессе. Всем стало ясно: если мы не будем культивировать свое отечественное искусство — тем самым мы откроем шлюзы для чуждого нам по духу искусства Запада. Сейчас у противников рок-музыки позиции ослабли. Акции отечественной молодежной музыки быстро растут. По проведенным опросам более 70 процентов молодежи сегодня предпочитают слушать советские ансамбли. Конечно, должно быть сто процентов, но за это надо бороться.

— Каким образом!
— Всеми средствами. Много могут сделать для этого и наша пресса, вы, журналисты.

— ...Вот тут из нашего Дома молодежи поступает информация: местная филармония категорически против того, чтобы Дом молодежи приглашал ансамбли для выступлений. Под флагом борьбы против «халтурной музыки» идет по существу конкурентная борьба против инициативных действий администрации Дома молодежи, стремящейся, как этого сегодня требует партия, сделать досуг восемнадцатилетних насыщенным и интересным.
— Вот вы и спросите своих читателей, как они к этому относятся… Мы считаем, что в вашем Доме молодежи собрался энергичный, творческий коллектив, с которым нам приятно работать, и кому как не им заниматься пропагандой отечественной популярной музыки. Сейчас отношение к эстраде меняется. Это чувствуется по передачам ТВ, таким, как «Мир и молодежь», к примеру. Музыка, как и любое искусство, может нести с собой разный заряд — как добро, так и зло, как любовь, так и ненависть. Наша задача — совместными усилиями артистов, журналистов, комсомольских работников добиться, чтобы в аудитории доминировало прогрессивное, позитивное искусство. Этого можно добиться только объединившись.
...Конечно, есть смысл подумать о том, чтобы перевести концертные группы на самоокупаемость, «Рок-Ателье» может закупить дорогую аппаратуру. Наш театр с прибылью, но такие цены многим группам не по плечу. А качество звучания обуславливает качество искусства. Нашим организаторам надо научиться быстрее разворачиваться: сейчас в фаворе у молодых аэробика, брейк-данс, скейтборд — не надо на них с сомнением прищуриваться. Ведь как происходит: когда-то ругали «Битлз» — сейчас выходят их диски, ругали джинсы — сегодня ими завалены все прилавки магазинов. Пора понять, что бездумно и без разбору запрещая что-либо, нравящееся молодежи, можно добиться единственного — разрыва контактов с нею.

— Чем увлекается «Рок-Ателье»?
— Артист должен быть здоровым. Потому наш друг — спорт. Футбол, большой теннис... В споре сборных театров Москвы по многим видам спорта у нас кубки за первые места.

— Ваше отношение к спиртному, «допингам»!
— Категорически против. Мы, повторяем, за здоровье и спорт. Впрочем, один вид «допинга» приветствуем — поддержку зала. Очень важно, чтобы зал хорошо встретил музыкантов, тогда они способны выдать максимум.

— Ближайшие творческие планы?
— В октябре театру предстоят очень ответственные гастроли в Голландию и Бельгию.

Записал Г. Янин

6 сентября 1986
Молодой коммунист