Узнаваемый АВТОГРАФ

Есть группы, которые как НА волнах качает: от успеха - к провалам. Московский АВТОГРАФ из другой категории - музыкантов отличает редкое качество, они постоянно "прибавляют", не выпускают оглушительные шлягеры, но все время идут вперед. Прошедший год не стал исключением. Весной АВТОГРАФ принимал участие в VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и первый из рок-групп стал лауреатом этого солидного соревнования. Вскоре едет в Болгарию, и это также первый визит наших рок-групп за рубеж, там выступает на фестивале "Золотой Орфей" и получает специальный приз за антивоенную композицию "Истина" (музыка руководителя группы Александра Ситковецкого, стихи Маргариты Пушкиной). А не так давно АВТОГРАФ после полуторагодового перерыва вновь побывал на гастролях в Ленинграде. И, несмотря на такую длительную паузу, на то, что музыка в стиле "арт-рок", проповедуемая группой, не приживается в танцевальных дискотеках, на то, что у ансамбля мало грамзаписей, АВТОГРАФ собирал многотысячную аудиторию в крупнейшем зале Ленинграда - Спортивно-концертном комплексе. Сегодня на вопросы "Смены" отвечает руководитель московской группы Александр Ситковецкий.

- Первое, что бросилось в глаза после новой встречи с вашей группой: АВТОГРАФ удивительно стабилен, не меняет состав, стиль, даже репертуар не слишком обновил.

- Наша музыка все-таки не рассчитана на одноразовое прослушивание, мы не играем мелодий, шлягерных, прилипчивых, от которых надо вовремя избавляться, чтобы не набили оскомину и самим музыкантам, и публике. Что касается состава: стабильность - необходимый залог развития. То, что многие хорошие группы потеряли свое лицо, "сникли", как правило, идет от чехарды в составе. У нас поменялся за три года гастрольной работы только один певец, и то потому, что занялся всерьез научной деятельностью. Все остальные, включая техническую группу, даже рабочих, - те же самые. Стабильность стиля... Люди, которые своей целью поставили исполнение такой музыки как "арт-рок", требующей высокого профессионализма, не меняются в своих пристрастиях.

- Но у ведущих "арт-роковых" групп мира, несмотря на приверженность стилю, тем не менее, нередко встречаются песни облегченной формы, которые широко доступны. А вы не намерены сделать один-два номера на широкого зрителя? Возможно, это привлекло бы к вашей сложной музыке новых поклонников, они могли бы постепенно, по ступенькам сложности подойти к вам...

- Вы знаете, на большинство пьес, которые мы пишем, мы рассчитываем - они, по меньшей мере, понравятся публике, а некоторые планируем в шлягеры. Но в этом жанре не так-то просто найти ЗОЛОТУЮ середину. Пока, видно, мы этого еще не умеем делать. Хотя шлягер ради шлягера писать не будем, это уж точно, все-таки главное - не отступать от своих принципов. Так же, как и в таком, например, важном моменте - количестве концертов. Думаю, любой музыкант понимает ненормальность ситуации, когда каждый день подряд он играет по два-три концерта. Это уже не творчество, а конвейер. И, тем не менее, редко кто может устоять от соблазна отыграть побольше концертов, то есть побольше заработать. Мы же сознательно ограничиваем число концертов.

- Интересно, чем музыканты занимаются в свободное время?

- Репетируем, многие из нас учатся. Я - на четвертом курсе Гнесинского училища, на заочном, по классу гитары. Бас-гитарист Леонид Гуткин - на дневном в Консерватории по классу фагота. Барабанщик Владимир Михалин закончил музучилище и три курса Института культуры как дирижер-хоровик. Пианист Леонид Макаревич - выпускник Консерватории по классу фортепьяно, и наш новый вокалист, 20-летний Артур Михеев, учится на третьем курсе Гнесинского училища по классу академического вокала. Знаете, это тоже немаловажно, что с нами нет дилетантов, ведь если музыкант закончил Консерваторию, он совершенно другими категориями мыслит, чем тот, кто пришел сразу из самодеятельности. Трудно найти свое лицо, утвердить свое направление, не имея солидной профессиональной школы. Скажем, Алла Пугачева для меня прежде всего профессионал высочайшего класса. Я не раз бывал на ее репетициях, работает она адски, и я не припомню концерта, на котором даже специалистам было бы заметно, что она не в настроении, не в форме.

- Наверное, упрек в непрофессиональном подходе к творчеству можно сделать многим ВИА, рок-группам.

- Тут опять важен синтез. Есть группы очень профессиональные. На московском конкурсе артистов эстрады одним из лауреатов стал ансамбль АРАЙ, где играют очень "крепкие" музыканты, но не нашедшие пока своего ярко выраженного почерка. Однако таких коллективов, которые безупречно технически подготовлены, немного, и вы правы, это одна из причин однообразия, серости, потому что дилетанты стремятся в первую очередь скопировать уже найденные образцы, и это ведет к вторичности, нивелированию уровня.

...Непростой это разговор - о профессионализме. Концерты АВТОГРАФА - это всегда наглядные уроки профессионального, серьезного отношения к популярной музыке. Для кого-то из зрителей, признающих в рок-музыке только развлекательность, эти уроки покажутся слишком сложными, кто-то не все воспримет в стиле группы, мне, например, показалось, что АВТОГРАФ стал однообразнее в аранжировках, использует мало инструментальных и вокальных красок.

Но, тем не менее, эти уроки ленинградскому зрителю интересны, необходимы. И думается, что городской отдел Ленконцерта, занимающийся гастролями артистов в Ленинграде, мог бы чаще приглашать АВТОГРАФ, этот очень творческий коллектив, тем более что в коммерческом успехе после концертов в СКК также сомневаться не приходится.

И. ЧЕРНОВ,
руководитель дискоклуба "Витражи"

январь 1984
"Смена" (Ленинград)