Найти свою музыку

Недавно в Москве проходили концерты профессиональных и самодеятельных рок-групп, после которых часто разворачивались бурные дискуссии. На одной из них, где выступали А. МАКАРЕВИЧ (группа «Машина времени»), А. СИТКОВЕЦКИЙ (группа «Автограф») и А. ГРАДСКИЙ, побывал и наш корреспондент.

КОРР. Ваше мнение о советской рок-музыке и ее проблемах?
МАКАРЕВИЧ. Пока рок-музыка пребывала в этаком «полуподвальном» состоянии, мне казалось, что у нас много сильных, интересных и самобытных групп. Теперь вижу: их совсем немного.

СИТКОВЕЦКИЙ. Это, по-видимому, связано с небольшим «стажем» отечественной рок-музыки. Отсюда и невысокий музыкальный уровень некоторых групп, и слабая техническая база. Да и многочисленные дискуссии, которые сейчас развернулись по поводу рок-музыки, направлены порой не в нужную сторону.

ГРАДСКИЙ. Нередко подобные дискуссии сводятся лишь к тому, что мальчишки в металлических заклепках задают прямо министру или его заместителю вопросы типа: «А почему это вы, собственно говоря, ничего не делаете?».

МАКАРЕВИЧ. Меня же поразила потребность молодых людей в каких-то помехах и запретах. Сегодня со сцены вполне «официально» звучит их любимая музыка, а ребята все равно хотят, видимо по привычке, бороться против кого-то или чего-то.

ГРАДСКИЙ. Я отметил и такую деталь: выступали две группы, одна из которых играла «хэви метал» плохо, а другая — хорошо. Но реакция некоторых зрителей была абсолютно одинаковой: Мне кажется, они не разбираются в музыке, как таковой. Концерт для них — возможность получить энергетическое удовлетворение.

КОРР. Вы не находите, что поведение музыкантов на сцене и публики в зале — это попытки скопировать атмосферу западных концертов?
СИТКОВЕЦКИЙ. Действительно, сегодня под влиянием видеоинформации складывается определенный стереотип проведения рок-концертов. Слушатели убеждены, что орание и размахивание руками являются неотъемлемым признаком таких концертов. Я абсолютно уверен, что поведение и самих музыкантов, их внешний вид продиктованы не столько выражением собственных чувств, сколько убеждением, что именно так должно быть.

МАКАРЕВИЧ. А 10 лет назад, когда никакого видео не было, все решали фотографии. Наши рокеры застывали на сцене точно в таких же позах, что и изображенные на снимках музыканты.

ГРАДСКИЙ. 20 лет назад у нас и фотографий не было. Мы в 1964 г. обрезали у себя на пиджаках воротнички, делали круглые борта под галстук. Я тогда носил какой-то клок волос, зализанный назад. А когда появились «Битлз», тут же зачесал его себе на лоб.

МАКАРЕВИЧ. Мне было гораздо труднее, потому что среди «Битлз» курчавых не было и челка у меня не получилась. Поэтому я даже на ночь надевал резиновую шапочку для плавания, стараясь выпрямить волосы.

ГРАДСКИЙ. Многие молодые рок-музыканты сегодня подражают — это верно, ведь и мы в свое время занимались тем же. Но этот период должен проходить как можно быстрее. Сегодня же бывает так: собираются молодые музыканты, берут за основу «металл», «новую волну» либо творчество какой-нибудь группы и на этом останавливаются. Но все это необходимо лишь как школа.

МАКАРЕВИЧ. Школа... В одесском рок-клубе, например, считают, что «хэви метал» — это и есть рок, а все остальное — абсолютно никуда не годится! Я понял, в чем тут дело. Два года назад запрещали рок-музыку — и она была популярна. Сейчас критикуют «металл»... Хотя я не понимаю, как можно сознательно ограничивать себя узкими жанровыми рамками. Это все равно, что выбрать из алфавита буквы А, Б и В, а остальное не использовать.

КОРР. То есть вы — за разнообразие в рок-музыке?
ГРАДСКИЙ. Конечно, ведь еще в конце 60-х годов играли что-то подобное «хард-року» и «хэви метал», но это были две-три композиции из двадцати. Сегодняшние слушатели — люди в основном разноплановые. Большинство очень внимательно относятся к музыке и к текстам. Вчера на концерте человек 20—30 кричали, а весь зал — 600 человек — сидели спокойно и слушали, что думает о сегодняшнем мире, что может предложить в смысловом отношении та или иная группа.

МАКАРЕВИЧ. Сегодня люди ищут свою музыку, и очень хорошо, что они пришли послушать, что же представляет из себя, например, «хэви метал». Может быть, завтра они пойдут на фестиваль народной музыки или авторской песни — и там найдут свое.

КОРР. Вчера вы слушали группу «Ария». Ваше мнение о ней?
МАКАРЕВИЧ. Я считаю, что среди «металлических» эта группа наиболее профессиональная.

КОРР. Какие тенденции наблюдаются в сегодняшней западной музыке?
СИТКОВЕЦКИЙ. Если год назад на Западе было засилье примитивной музыки, пусть даже броско и интересно оформленной, но в музыкальном отношении очень бедной, то последние пластинки Питера Габриэля, группы «Куин» показывают, что происходит возврат к мелодике, которая для меня лично и является синонимом слова «музыка».

ГРАДСКИЙ. Интересна не только музыка. Очень умело сделаны и видеоролики к ней.

СИТКОВЕЦКИЙ. Будем надеяться, что со временем и наши любители современной музыки смогут посмотреть видеоролики лучших западных исполнителей.

ГРАДСКИЙ. Именно лучших, а не откровенно коммерческих групп типа «Модерн токинг».

КОРР. Но популярность «Модерн токинг» огромная во всем мире. Их слушают не только в ФРГ и СССР, но и в Италии, Англии, США, появилось целое музыкальное направление.
ГРАДСКИЙ. Потому что везде танцуют: и в Америке, и в Европе, и в Японии. Но когда что-то одно подается в огромном количестве, наступает перекос, и часть слушателей начинает воспринимать только это и ничего более. Необходима разнообразная информация! И не надо сталкивать совершенно разные стили — допустим, «металл» и «новую волну». Сейчас же появилось что-то вроде болезни: разделять стили и воевать между собой.

КОРР. Вопрос к Ситковецкому: «Автограф» не раз представлял советскую рок-музыку за границей. Что вы можете сказать по поводу зарубежных гастролей?
СИТКОВЕЦКИЙ. «Автограф» участвовал в фестивале «Рандеву-87» в Канаде, где, помимо спортивных состязаний, было множество музыкальных, культурных мероприятий. Могу честно сказать, что термин «советская рок-музыка» за рубежом звучит непривычно и поэтому выступать в этих условиях довольно сложно. Я горжусь тем, что большинство концертов, проходивших на Западе, были успешными. Думаю, что чем больше будет подобных контактов, тем больше каждый народ будет знать о культуре другого народа, тем быстрее на Земле исчезнут такие понятия, как война и насилие.

Беседу вел А. ТАРАСОВ

Аргументы и Факты №13, 4-10.04.1987