Последние романтики советского арт-рока

Предтечей "Автографа" стала легендарная команда 70-х годов "Високосное Лето", а у руля коллектива с самого начала встал амбициозный гитарист и композитор Александр Ситковецкий. В 14 лет он разбил свою скрипку, тем самым наглядно показав родителям отношение к карьере классического музыканта, и... получил взамен в подарок электрогитару. В состав "Автографа" вошли настоящие профи с консерваторским образованием — бас-гитарист Леонид Гуткин (обучавшийся по классу фагота), пианист Леонид Макаревич и певец Сергей Брутян, барабанщики же в команде часто менялись. Даже тексты группе писала настоящая поэтесса — юная Маргарита Пушкина.

Едва собравшись и отшлифовав концертную программу, музыканты попадают на рок-фестиваль в Тбилиси (1980 г.), где их острополитическая композиция "Ирландия, Ольстер" завоевывает первый приз. На волне успеха выходят пластинки, которые изголодавшаяся по року публика сметает с прилавков миллионными тиражами, следуют аншлаговые турне по Союзу и странам соцлагеря. К тому моменту у микрофона в группе уже находился будущий "ариец" Артур Беркут. Наконец коллектив каким-то чудом замечают и на Западе, и — как венец карьеры, ее непревзойденный пик — следует выступление "Автографа" в рамках благотворительного шоу "Live Aid". Концерт транслировался по телемосту Москва - Лондон на аудиторию знаменитого стадиона "Уэмбли" и далее, через спутники — на весь мир!

На дворе стоял 1985-й год. Впереди у "Автографа" были триумфальные выступления в Англии, Канаде и США, восторги критиков, выгодные предложения от западных импресарио, довольно бледный АОР-альбом "Каменный Край" и... полное равнодушие родной публики, заинтересованной в тот момент скорее стенограммами съездов и ценами на колбасу. К 89-му году все было кончено, и Ситковецкий отбывает на ПМЖ в Штаты, где делает успешную бизнес-карьеру. Сейчас он — совладелец одной из крупнейших в России фирм-дистрибьюторов музыкального оборудования. Не отстают от него и другие экс-коллеги, за исключением Артура Беркута — тот остался верен рок-музыке, мыкаясь по разнообразным металлическим коллективам то в эмиграции, то на Родине. Была среди этих групп одна команда с подозрительным названием "Автограф ХХI, впрочем, быстро переименованная во что-то более благопристойное. В конце концов Беркут поймал за хвост синюю птицу удачи, став солистом главной хэви-металлической группы страны. Нынешнее возрождение "Автографа" вряд ли стоит считать лишь причудой пресытившихся бизнесменов. Нет в нём и стремления "срубить денежку" на народной ностальгии — ведь на "Олимпийский" фэнов не наберется (к тому же сборы от концерта музыканты намереваются отдать на благотворительные цели). Что остается? Отчаянная безрассудная романтика, не ушедшая даже с возрастом...

Владимир ИМПАЛЕР.


In Rock, #16, 2005