Студийная сессия № 3

Тбилисская студия грамзаписи
(ул. Важи Пшавела, 71)

Треки, записанные в Тбилиси

Сборник "С Новым годом!" и тестовая кассета "Весна-211"

Миньон и альбом "Лауреатов"

Дата:
18 марта 1980
Студия:
Тбилисская студия грамзаписи

Тбилиси, ул. Важи Пшавела, 71

Звукорежиссер:
Д. Демуров
Треки:
Пристегните ремни безопасности

музыка: Александр Ситковецкий

Ирландия. Ольстер

музыка: Александр Ситковецкий
слова: Маргарита Пушкина

Блюз "Каприз"

музыка: Александр Ситковецкий
слова: Александр Ситковецкий

Музыканты:
Александр Ситковецкий, гитара
Леонид Гуткин, бас-гитара
Владимир Якушенко, ударные
Леонид Макаревич, клавишные
Крис Кельми, клавишные
Сергей Брутян, вокал
Продюсер:
Другие участники:
Леонид Лебедев, Мартин Грубовский
Инструменты, оборудование:
орган Vermona
синтезатор Roland, 2-х голосый
синтезатор Crumar Performer
бас-гитара Jolana Vikomt Bass с звукоснимателем Di Marzio
гитара Fender Stratocaster Sunburst 1972
педаль Electro-Harmonix Big Muff
педаль Electro-Harmonix Electric Mistress Flanger/Filter
студийная ударная установка
студийный рояль

пульт Amek Angela
магнитофон Studer A800, 24 канала
Сведение:
Д. Демуров
Мастеринг:
Хранение:
В архиве группы сохранилось несколько катушек (1/4") с записями треков, моно и стерео.
Издания:
"Пристегните ремни безопасности" впервые издана на новогоднем сборнике "С Новым годом!" (Мелодия С 60-14507-08) в конце 1980 - начале 1981 годов, "Ирландия. Ольстер" и "Блюз "Каприз" - на тестовой кассете магнитофона "Весна-211" (Мелодия СМ00904) весной 1981 года.
В последующем все 3 композиции вошли в сольный миньон группы (Мелодия С62-15403-4) и альбом "Лауреатов фестиваля "Весенние ритмы. Тбилиси-80" (Мелодия С 60-15417-20), появившиеся летом 1981 года.
Примечание:

Александр Ситковецкий:

Я помню очень хорошо тот момент, когда я стоял на сцене, это был саундчек для концерта лауреатов, когда ко мне подошел молодой человек грузин и сказал мы с фирмы Мелодия, надо поговорить. Мы отошли. Он говорит мы хотим вас записать. А грузинская Мелодия тогда была более-менее независима, как я понимаю в тот момент была такая маленькая оттепель. Мы хотим записать три песни конкретные, они нам сказали, мы ничего не предлагали.

Мы писались в гордом одиночестве. Запись состоялась буквально в течение 2-3 дней после предложения, но не на следующий день. Началась в 9 утра, Лебедев с Макаром опоздали, чуть не упав в горную пропасть (по их словам) и приехали в достаточно “приподнятом” настроении. Наверное, поэтому у Лени так здорово вышло фортепианное соло в Блюзе. :) Все записали за один день - сначала весь инструментал все вместе (Ольстер повторяли - кто-то ошибся), остальное - с ходу. Потом наложили вокал и подпевки я с Крисом (в Блюзе).

Студия была прекрасно оснащена пультом Amek, полным набором процессоров и эффектов. Писали на 24-х канальный Studer A800. Сделали весь tracking, потом overdubs. 24 дорожки позволяли спокойно все записать, потом сводить. Думаю, что из моих педалей я мог сразу “идти” через Direct Box в пульт... Сводили грузины, молодые ребята, сами, без нас. Свели в тот же или на след. день и я с собой в Москву уже забрал катушки ¼” 19 м/сек с копией мастера.

И эти три песни попали на двойной виниловый альбом, можешь поверить, можешь нет это все было вообще вне нашего контроля, они предложили, записали и выпустили.

Владимир Якушенко:

Мы практически все с первого-второго дубля писали, потому что времени было очень мало, я помню, что были какие-то чужие и очень неудобные инструменты и я был недоволен, как я сыграл и мне не дали второй дубль - перезаписать какие-то вещи, [которые] я хотел сделать по-другому. Мы очень торопились и все время был какой-то цейтнот и Саша Ситковецкий переживал, что мы чего-то не успеем, нам обязательно надо записать три пьесы. Кстати, именно на этой синенькой миньонной пластинке было впервые написано "рок-группа" и это заслуга моей рок-мамы. Абсолютно точно. Поскольку она в Тбилиси была, как представитель "Мелодии". И они собственно с Юрием Сергеевичем Саульским договорились, что это будет выходить под названием рок-группа "Автограф". Так что это точно абсолютно, первый раз было написано слово ["рок-группа"] на конверте в Советском Союзе. Знаковая пластинка и я горжусь, что я имею маленькое отношение к истории.

Была очень скромная [студия], очень скромная, я говорю, что барабаны были какие-то неудобные, ощущение осталось дискомфорта. Вот этого кайфа студийной работы, когда ты никуда не торопишься и можешь переделать, переписать, что-то нафантазировать или что-то переслушать и т.д., вот этого ощущения там не было. Мы очень торопились, потому что кто-то после нас [должен] был срочно писаться или боялись, что придут какие-то начальники, я уже детали не помню, но спешка было точно. Там двойной альбом писали, я думаю, что, наверно, с этим связано. С одного-двух дублей все писали. Блюз вообще по-моему с первого дубля писали.

Бари Алибасов:

Помню еще, как нам пришлось писаться на грузинском отделении фирмы грамзаписи "Мелодия". Отобрали лауреатов, куда вошли "Интеграл", "Машина", Гунар Грапс и еще кто-то. Утром после очередной ночной пьянки мы вместе с Андреем Макаревичем пришли на студию. Спасло то, что у кого-то из нас был коньяк. Помню, мы с Андреем лежали на стульях вповалку и пинали какого-то очередного лауреата. И человек подходил к микрофону и что-то вякал. В таком почти бессознательном состоянии была записана пластинка. Все были просто в жопень пьяные!1

  1. А. Певчев, А. Лукьянчиков Подробно о первом рок-фестивале в СССР. Большая грузинская. - Rolling Stone №10, 2005