Первый альбом

«Автограф», 1984

Сразу после успешного выступления группы в Тбилиси в марте 1980 года в прессе начались разговоры об альбоме «Автографа»:

Фирма «Мелодия» подготовила миньон «Автографа», инструментальная пьеса «Пристегните ремни безопасности» включена в диск «С новым годом», а в самом ближайшем будущем группа приступает к работе над большой авторской пластинкой. (Комсомольская правда, 31 января 1981)

Но это были лишь желания прессы, на самом деле никаких попыток со стороны «Мелодии» выпустить большой релиз группы не предпринималось.

Об альбоме тогда и речи не шло, до Мелодии нас и на пушечный выстрел... (А. Ситковецкий)

Лишь в январе 1983 года был сделан первый шаг - группа заключила договор с фирмой «Мелодия» на запись долгоиграющей пластинки.

В нее войдут композиции “Корабль”, “Старинная баллада”, “Электронные часы” и “Реквием памяти Леннона”, а также наш старый номер - “Монолог” (он прозвучал в фильме “Шляпа”) и инструментальная пьеса “Белый город”. Работа над диском уже началась. («Встреча по вашей просьбе», март 1983)

Однако данное событие никак не повлияло на ситуацию с пластинкой, более того сменившееся высшее руководство страны поменяло отношение к рок-музыке с нейтрального на враждебное, последовали гонения на многие известные группы: «Аракс», «Круиз», «Машина времени».

В такой обстановке надежды на возможность записать альбом на «Мелодии» не осталось и группа решила пойти по стопам своих коллег и выпустить магнитоальбом.

К 1984 году группа была уже полностью профессиональна и “накатана”. Сменилась, постепенно программа, мы перестали исполнять первые “хиты” - Ремни и пр. Одновременно, я пытался пробить запись большой пластинки на Мелодии, но с приходом Андропова, а потом Черненко, худсоветы вообще перестали пропускать материал не членов СК СССР. Из совокупности этих факторов, а также поняв, что все наши рок-коллеги (Круиз и пр.) уже вовсю продают свои магнитоальбомы, мы решили записать свой собственный, одновременно “зафиксировав” новую, на тот момент программу с Истиной, Часами, Ленноном и пр. (А. Ситковецкий)

Осенью 1983 года через жену директора группы Феликса Гиршина «Автограф» вышел на звукорежиссера «Мосфильма» Владимира Виноградова.

Татьяна Жигаева, тогда - жена Феликса, работала директором картин на Мосфильме. По натуре пробивная и с хорошими связями, она предложила писаться частным образом (за наличные) в студии Мосфильма с известным и влиятельным звукорежиссером Владимиром Виноградовым, который там был царь и бог. Таня обо всем заранее договорилась и свела нас с ВВВ. (А. Ситковецкий)

Предстоящая запись с точки зрения советского права была не совсем законной, как любят сейчас говорить, «подпольной», но это была достаточно стандартная практика тех времен.

Конечно незаконно, не через кассу, все по личным договоренностям. (А. Ситковецкий)

Програмка к серии концертов в УСЗ «Дружба»,
сентябрь 1983

В серии московских концертов 16-25 сентября в УСЗ «Дружба» группа представила свою новую концертную программу, которую и предполагалось выпустить в качестве альбома.

«Автограф» выкатил на публику новую программу – будто новый альбом выпустил, и новинок девять штук набиралось: «Добрый день» (до сих пор считаю, что удачнее открывающего номера у группы за всю ее историю не было), парафраз на тему Г. Свиридова из музыки к кинофильму «Время, вперед!», «Мода», «В мастерской», «Размышления», «Длинная дистанция», «Старый город» и «Истина». (В. Баронин)

В буклетах, отпечатанных для этих концертов, была строка:

В начале будущего года в фирме «Мелодия» выйдет новый большой диск с записью лучших произведений московского ансамбля.

Про «Мелодию» это оказалось преувеличением, но к записи альбома всё было готово.

К моменту решения о записи у группы был достаточно большой багаж из незаписанных произведений, т.к. последний раз «Автограф» серьезно работал в студии два года назад весной 1982 года, еще с Сергеем Брутяном, и коллективу пришлось определиться, что именно они хотят видеть на альбоме.

Мы просто сели и обсудили какие песни мы считаем нужными записать и почему. Был определенный консенсус в том, какой материал достоин попасть на пленку, а какой останется лишь для концертного исполнения. Споров на этот счет не помню. Вокал Артура многое изменил в звучании старых песен, поэтому кое-что записали из них. (А. Ситковецкий)

Для записи были отобраны 9 композиций, все из новой программы группы, презентованной в сентябре 1983 года в серии концертов в УСЗ «Дружба». Парафраз из музыки к кинофильму «Время, вперед!», который также предлагалось включить в альбом, уже был записан годом раньше, весной 1983 в ГДРЗ.

«Истина», 1984

1. Истина (короткий вариант)

муз. Александр Ситковецкий, сл. Маргарита Пушкина
Продолжительность: 5' 27"
Написана летом 1983
Первое исполнение: 10 сентября 1983, Клин, ДК ПВО

А история, вкратце, следующая: Автограф поехал в ГДР на популярную ТВ-передачу “Рунд”, где мы выступали с тогдашними рок-звездами ГДР – Пудис и Карат. Привезли пленку свеже-записанной Истины. Я пошел в тон-ваген (передвижка), организаторы послушали запись и сказали, что для формата передачи это очень долго (почти 6 минут). Тогда, с моего разрешения, они виртуозно сократили как вступительное, так и длиннющее финальное соло в два раза, что привело песню к удобоваримым 4-м минутам. С тех пор мы так ее и играли, так как короткий вариант оказался более динамичен и прекрасно работал, как открывающая концерт песня. (А. Ситковецкий)

2. Мода

муз. Александр Ситковецкий, сл. Александр Ситковецкий
Продолжительность: 5’ 56”
Написана летом 1983
Первое исполнение: 10 сентября 1983, Клин, ДК ПВО

3. Старый город

муз. Леонид Гуткин, сл. Виктор Михалин, Александр Ситковецкий
Продолжительность: 4’ 32”
Написана летом 1983
Первое исполнение: 25 августа 1983, Краснодар, Театр оперетты

4. В мастерской

муз. Виктор Михалин, сл. Виктор Михалин
Продолжительность: 6’ 15”
Написана в начале 1983
Первое исполнение: 13 января 1983, Москва, ДК ЗВИ

5. Длинная дистанция

муз. Леонид Гуткин
Продолжительность: 4’ 12”
Написана летом 1983
Первое исполнение: 25 августа 1983, Краснодар, Театр оперетты

Белый Город превратился в Длинную Дистанцию во-первых по причине длины. Мы немного играли её на концертах и пока дело доходило до вокала, все уже умирали со скуки (включая музыкантов). Во-вторых, вокальная часть, судя по резонансу от концертов, была тяжеловата, как по музыке, так и по стихам. Поэтому решили из инструментального интро сделать самостоятельную пьесу, которая, кстати, довольно долго и успешно просуществовала в нашем репертуаре. (Л. Гуткин)

6. Старинная баллада

муз. Леонид Гуткин, сл. Маргарита Пушкина
Продолжительность: 7’ 12”
Написана в сентябре 1981
Первое исполнение: 10 октября 1981, Киев, Дворец спорта
Впервые записана весной 1982 году в 5 студии ГДРЗ

«Размышления», 1986

«Электронные часы», 1987

Балладу решили переписать, дабы была версия с Артуром, плюс у него был роскошный вокализ в конце, но, насколько я помню, эта запись так и не получилась толком, несмотря на лучшую студию и персонал. То ли мы её уже к тому времени заиграли, а может уже просто время такой музыки ушло. (Л. Гуткин)

Что касается «Старинной Баллады», то это изумительная вещь, которая сразу мне очень понравилась!!! Необычное решение для аранжировки, сплетение красивых оборотов... В конце ребята предложили сделать что-то своё, я, не задумываясь «пригвоздил» этот вокализ туда! Было от души. Ребята только пару нот подправили, остальное - изнутри!!! ))) (А. Беркут)

7. Размышления

муз. Александр Ситковецкий, сл. Александр Ситковецкий
Продолжительность: 6’ 11”
Написана в начале 1983
Первое исполнение: 13 января 1983, Москва, ДК ЗВИ

8. Электронные часы

муз. Александр Ситковецкий, сл. Маргарита Пушкина
Продолжительность: 5’ 02”
Написана в сентябре 1982
Первое исполнение: 20 октября 1982, Астрахань, Филармония

9. Реквием (памяти Джона Леннона)

муз. Александр Ситковецкий, сл. Маргарита Пушкина, Борис Баркас
Продолжительность: 8’ 43”
Написана в сентябре 1982
Первое исполнение: 20 октября 1982, Астрахань, Филармония

10. Парафраз на тему Г. Свиридова из музыки к кинофильму «Время, вперед!»

муз. Георгий Свиридов, аранжировка «Автограф»
Продолжительность: 4’ 30”
Написана в 1965
Первое исполнение: 18 марта 1983, Москва, ДК Зуева
Записан в апрель 1983 года в 5-й студии ГДРЗ

Весной 1983-го Москонцерт выдвинул нас на VII-й Всесоюзный Конкурс артистов эстрады. Нам дали 2-е, звание лауреатов всесоюзного конкурса, пользуясь укрепившимся официальным статусом группы, я “пробил” запись Свиридова. Писали той же весной в ГДРЗ (Государственный Дом Радиовещания и Звукозаписи) на Качалова, инженера не помню, но шикарный 56-канальный пульт Neve в 5-й студии помню очень хорошо. (А. Ситковецкий)

Тексты для песен альбома были написаны Маргаритой Пушкиной, что было уже традиционно, а так же Александром Ситковецким и Виктором Михалиным, что явилось отличительной чертой данного периода, а для Виктора это был дебют!

Пришла потребность (не необходимость!) писать стихи - писали. Ушла - перестали писать… (А. Ситковецкий)

Тон-студия «Мосфильм»

«Автограф», к работе готовы

Звукорежиссер Владимир Виноградов

Помощник звукорежиссера Василий Крачковский

Юрий Фишкин за работой

Запись альбома проходила с 16 по 28 января 1984 года в тон-студии «Мосфильма» (ул. Мосфильмовская, 1, строение 6).

На Мосфильм мы почти ежедневно ездили примерно месяц. Была зима, это точно - снега много и все автомобилисты Автографа - Сит, Макар и Фишкин постоянно подвозили остальных от проходной Мосфильма до студии - там идти минут 20. (А. Ситковецкий)

В главной аппаратной, которая была подключена к огромной Первой студии, где писали оркестры, а также к небольшой студии рядом, где писались мы, т.е. там стояли барабаны, усилители и вокальные микрофоны. Клавиши писали прямо в аппаратной. (А. Ситковецкий)

В записи принимали участие:

Александр Ситковецкий – гитара, вокал
Леонид Гуткин – бас-гитара
Леонид Макаревич – клавишные
Виктор Михалин – ударные
Артур Беркут - вокал

Никого не приглашали на запись (в отличие от записи Високосного Лета в ГИТИСе в 78м) - ни музыкантов, ни сочувствующих. Эта традиция - "поменьше народу со стороны" сохранилась вплоть до концерта в Олимпийском в 2005м. (А. Ситковецкий)

Руководил всем процессом записи звукорежиссер, специалист высочайшего класса, Владимир Виноградов, ему помогал Василий Крачковский.

Ассистентом Виноградова был Василий Крачковский, сын актрисы Наталии Крачковской. Толковый и доброжелательный парень, много помогал при записи, так как был значительно моложе и современнее мэтра Виноградова, хотя я к ВВВ отношусь с большим уважением. Все, абсолютно все делали сами - 5 музыкантов, Виноградов и Вася. Фишкин с техниками обеспечивали нужной аппаратурой и инструментами, Юра также часто находился в аппаратной и у пульта, помогал процессу. (А. Ситковецкий)

Всё было весьма дружелюбно и профессионально, насколько это могло быть в совковой студии Мосфильма. Были чудесные звукорежиссёры: опытный Володя Виноградов с отменным чувством юмора, помогал ему тогда совсем ещё юный Вася Крачковский, впоследствии сам ставший мэтром и записавший многие наши группы. (Л. Гуткин)

Запись проходила по привычной для того времени схеме: полный прогон: запись ритм секции – исправления – наложения: гитары, клавиши, вокал.

Писали традиционным образом - все садились за инструменты, Артур уходил в “будку” и писали песню, но в реальности на пленку писались только бас и барабаны. Когда решали, что барабаны записаны, начинали следующую песню. Таким образом, за неделю Витя все отписал, потом Гуткин подправил бас и начались наложения - перкуссия, клавиши, гитары, лид-вокал, бэк-вокал - в такой последовательности. (А. Ситковецкий)

Я - традиционно: в Оранж через педали и микрофоном на пульт. Лёня - напрямую в пульт через DI (Direct Injection Box), поднимает слабый уровень сигнала от съёмников до линейного - в пульт. (А. Ситковецкий)

Работа шла слаженно и быстро, т.к. абсолютно новых песен для записи отобрано не было, а все выбранные уже неоднократно звучали на концертах, некоторые довольно длительное время.

Все было отрепетировано и - главное - сотни раз сыграно на гастролях. Новых идей, как таковых, не было, но мы полностью использовали студийные возможности: Сит писал и аккомпанирующие гитары, и акустику, и соло, Макар играл разными звуками и на разных инструментах, Артур писал все “бэки” вместо меня. Т.е. все, что на концерте физически невозможно мы дополняли в студии. (А. Ситковецкий)

Все, что планировали записать, легло на пленку. Никаких альтернативных ауттэйков не было, не было смысла, мы точно следовали отработанным концертным аранжировкам. (А. Ситковецкий)

Ничего интересного не было. Пришли на студию, записали... (Ю. Фишкин)

Но не обошлось и без проблем, которые так и не удалось в тот раз решить окончательно.

Была плотная, профессиональная работа. Проблемы были с Артуром. Это была его первая реальная запись, он сильно нервничал и мы с Леней с ним работали психологически. Все остальные были полностью уверены в себе и писались быстро и вполне прилично, особенно Витя, Гут и Макар.
И у Виноградова была проблема с Артуром - как положить голос непростого. тонкого и высокого тембра - на пленку. ВВВ намучался - перебрал все приборы в студии - компрессоры, экспандеры, гейты, задержки, ревербераторы в разных комбинациях, но, на мой взгляд, сочетание неуверенности Артура и неспособность Виноградова качественно записать голос достаточно явно слышится на той записи. (А. Ситковецкий)

Продюсировали, т.е. принимали окончательные решения “записано” или “еще раз” - мы с Гуткиным. (А. Ситковецкий)

Виноградов работал с нами и как продюсер тоже. Он говорил: "Нет, ребята, здесь так не пойдет, так не звучит". И он нам очень деликатно подсказывал какие-то вещи. Мы стали развиваться значительно быстрей, увидели какие-то явные просчеты. (А. Ситковецкий, «Век номер XXI», 2012)

Тон-студия «Мосфильма» в то время, как и сейчас, была одной из ведущих студий страны, она была оснащена отличной современной аппаратурой и имела помещения с прекрасной акустикой.

Студия была прекрасно оборудована. В основе большой пульт MCI на не меньше чем 56 каналов (с возвратами), 2 24-х канальных магнитофона MCI JH24 на 2х-дюймовую пленку, еще 2 такого типа, только другой марки на “L”, не помню. Магнитофоны были попарно синхронизированы, так что у нас была роскошь писать на 48 каналов, как большие мальчики. На практике это редко требовалось, так как большинство аранжировок, сделанных под наш концертный 20-и канальный Studiomaster, умещались на 24х дорожках и нас вполне устраивали. (А. Ситковецкий)

При записи альбома использовались следующие инструменты и оборудование группы:

гитара Gibson Les Paul Custom
акустическая гитара Луначарка?
бас-гитара Ibanez Musician RS-924
синтезатор Moog Multimoog
синтезатор Roland Jupiter 4
электропианино Hohner Clavinet E7
электропианино Wurlitzer 200A
ударная установка Amati 4090
усилитель Orange AD50

Сведение проходило в той же студии в феврале 1984.

Сводил сам Виноградов с Гутом и мною за пультом и на фейдерах, при участии Краковского и редко - Фишкина. (А. Ситковецкий)

Мастеринга, как такового не было, может быть пропускали финальный микс через пару приборов, типа многополосного лампового компрессора, чтобы лучше “склеить” фонограмму. (А. Ситковецкий)

После завершения записи к 10 студийным трекам были добавлены три концертных: Ливень, Монолог и Корабль, записанных в ККЗ «Новороссийск» в сентябре 1982 года, и альбом был сформирован. По традиции порядок следования треков, примерно, соответствовал концертному исполнению.

Как я понимаю, порядок был обусловлен порядком исполнения на концертах, может быть с незначительными изменениями. (А. Ситковецкий)

Первый магнитоальбом

Треклист на кассете:

Сторона 1 – 42:24

1. Истина
2. Мода
3. В мастерской
4. Ливень
5. «Время, вперед!»
6. Реквием памяти Джона Леннона
7. Размышление

Сторона 2 – 32:57

8. Старый город
9. Монолог
10. Длинная дистанция
11. Старинная баллада
12. Электронные часы
13. Корабль

Так как выпустить альбом официально в то время не представлялось возможным, группа стала распространять его своими силами в виде магноальбома. Запись была выполнена на кассеты TDK и снабжена небольшим вкладышем с содержанием.

Про кассету - обижаешь )), TDK D90, Normal Bias, mq120. К 1984-му в оборудовании Автографа не осталось ничего отечественного, даже проводов и стоек. (А. Ситковецкий)

Во время записи никакого названия у альбома не было. На кассете с магнитоальбомом было написано просто: Рок-группа «Автограф».

Позднее альбом стали называть «Автограф 2». О том, как так получилось, что первый альбом группы получил цифру «2» в названии рассуждает известный журналист, знаток и биограф группы Всеволод Баронин:

…отвечаю на вопрос о происхождении названия магнитофонного альбома «Автограф-2», при том, что никакого «альбома» «Автограф-1» на тот момент не существовало.

Дело, похоже, в том, что совершенно официальная пресса в 1981 году, то есть после того, как «Автограф» стал филармонической группой и после выхода первого миньона, зачем-то писала, что-де «группа в скором времени запишет и выпустит свой первый альбом «Автограф-1». Ну-ну, на «Мелодии»-то… Откуда брались такие дикие слухи – даже и не знаю, но в публикации в «Комсомольской правде» 1981 года эта информация была 100% (у меня и оригинал в архиве валяется).

Поэтому, наверное, уж не знаю кому показалось логичным назвать студийный магнитоальбом 1984 года «Автограф-2». Я бы сказал, что определенная логика здесь была – даже в 1984 года много было споров о том, кто лучше – Брутян или Беркут? Все-таки до мая 1982 года «Автограф» ездил много, и его первый классический состав услышало не так уж мало народу.

Еще один вариант происхождения названия намного проще, он пересекается с версией озвученной выше, – записанные треки были из второй концертной программы группы, представленной за 3 месяца до записи в УСЗ «Дружба». Слушатели, следившие за творчеством коллектива, сразу это поняли, добавив соответствующую цифру к названию группы.

В 1984м мы записали на Мосфильме с ВВ Виноградовым вторую программу - Истина, Мода и пр. (А. Ситковецкий)

Было ли дело именно так или это название "прилипло" к записи намного позже, уже после выхода в 1996 году «Автографа-1», сейчас сказать сложно.

Никакого альбома "Автограф-2" тогда действительно не было, в студиях он шёл как "Автограф 1984" и мог быть вариативен по составу и порядку песен. (Д. Стрельников)

Александр Ситковецкий предлагает называть альбом просто «1984»:

Запись 1984 года никак не называли. Может позаимствовать название у Оруэлла? ))

Распространение альбома, скорее всего, началось в марте 1984 года, это и можно считать датой релиза.

Сделав по тем временам приличную запись, мы сразу стали продавать копии кассет на концертах. (А. Ситковецкий)

Кассету можно было купить на концерте у звукорежиссера группы Юрия Фишкина, деньги шли в общий «котел» для доплат и поощрений техников.

Мы не знали ни о каких сетях распространения, даже если они и существовали. Все было проще. У Фишкина рядом с пультом перед и после концерта всегда лежала стопка этих кассет. Народ интересовался, цена была - 10 руб, что немало, особенно в провинции. Не очень продавалось, но за тур в городе (обычно 4 дня, 10 концертов - 2-2-3-3) мы продавали не меньше 10-12 кассет. Деньги отдавали Феликсу на наших техников, Москонцерт платил им гроши, а аппаратура все усложнялась и утяжелялась )) (А. Ситковецкий)

10 руб. за кассету с записью - это было совсем недорого, ведь TDK D90 стоил тогда в магазине 9 руб., да и то купить её подчас было проблематично, надо было, как говорится, места знать. Получается, что они ничего с этого не наваривали, либо новые кассеты им доставались куда дешевле госцены, что странно в эпоху фиксированных цен. Некоторые московские студии звукозаписи тоже располагали услугой записи на чистую импортную кассету, если у клиента не было своей. А расценки были такие: если пишешь все 90 минут, то платишь те же 9 руб. за кассету и по 10 коп. за каждую минуту записи, т.е. ещё 9 руб. Итого - 18 руб. (Д. Стрельников)

Магнитоальбом
(вариант 1985 года)

Журнал «2М» с графиком выхода дисков

Журнал «2М» с графиком выхода дисков

Каталог фирмы «ЗеКо»

Каталог фирмы «ЗеКо»

В конце 1985 года после записи на ВСГ «Чёрного» альбома концертный вариант «Монолога» заменили студийным и в конце второй стороны кассеты добавили инструментал «S.O.S.», так появился второй вариант магнитоальбома:

Сторона 1 – 42:24

1. Истина
2. Мода
3. В мастерской
4. Ливень
5. «Время, вперед!»
6. Реквием памяти Джона Леннона
7. Размышление

Сторона 2 – 37:38

8. Старый город
9. Монолог
10. Длинная дистанция
11. Старинная баллада
12. Электронные часы
13. Корабль
14. S.O.S.

Летом 1986 года после полной смены концертной программы и выпуска «Мелодией» пластинки группа перестала продавать кассеты со старым материалом. «Официальное» распространение магнитоальбома закончилось.

Многочисленные студии звукозаписи также не обошли вниманием альбом, по воспоминаниям очевидцев в них он появился не раньше 1985-86 годов.

У меня впечатление, что ничего не утекало, мы сразу стали продавать копии кассет на концертах (по 10р) и, возможно, с них стали делать дальнейшие копии, так как мы продавали только качественную японскую пленку с 1-й копией с мастера. (А. Ситковецкий)

Я бы не сказал, что «Автограф-2» имел хорошее распространение – уж не знаю почему. Даже я его ухитрился услышать лишь зимой 1985-1986 гг., и то в каком-то усеченном виде. Подозреваю, что к тому моменту «А» стал уже немодной группой, ибо из всех щелей уже вовсю полезло русскороковое дерьмо «с текстами», и «А» оказался unhip. (В. Баронин)

Я первый раз услышал эту программу на концерте в декабре 1984-го в Лужниках, песен оттуда много было. Даже записывал на магнитофон из зала. А потом уже записал в студии звукозаписи сам магнитоальбом. Думаю, это было году в 1986-м. Но студийка тогда понравилась несколько меньше, чем своя запись. (Д. Стрельников)

Студии звукозаписи «творчески» подошли к распространению альбома: треки убирались и добавлялись, менялись местами. Отчасти изменения, вносимые в запись, были вынужденными и объяснялись вместимостью носителей тех времен, так кассеты М-60 и М-90 позволяли записывать по 30 и 45 минут на сторону соответственно, катушки 525/550, 375 и 270 м на скорости 19 см/с соответственно 45/48, 32 и 23 минуты. Кассеты и катушки были недешевыми, поэтому студии старались писать так, чтобы не оставалось «чистых хвостов».

В 1996 лейблом RDM планировался к выпуску сборник «Автограф-2», включающий в себя полностью материал первого альбома, но по различным причинам он так и не увидел свет.

Году в 93-94м мы с Леней перепотрошили наш аудио-архив в ЛА и переписали в цифру (на DAT) все, что нашли. Получился набор с Брутяном, который полностью вошел в Автограф-1, и набор с Артуром, который состоял как раз из того, что ты называешь Магнитоальбом-2, т.е. студийные записи с Мосфильма (с Володей Виноградовым) начала 1984-го года. После А-1 RDM планировал выпустить А-2 на этом материале, но с ними (RDM) что-то случилось. (А. Ситковецкий)

Должен был быть Автограф 2 и даже 3, но Андрей Феофанов, который был инициатором и A&R проекта к выходу 1го альбома уже покинул РДМ, а больше это никому не было интересно, Мелик-Адамов абсолютно к Автографу был равнодушен и склонялся к сиюминутным "рыночным" релизам, поэтому до 2го как-то дело и не дошло, хотя мы с Сашей мастер собрали на дате. (Л. Гуткин)

Первый альбом «Автографа» так и остается не изданным до сих пор.

Я надеюсь, Истина, Мода, Старый Город, Рамышления и пр. будут тоже изданы на диске когда-нибудь, они стоят того не меньше, чем более известные песни и, на мой взгляд, были исполнены в сотни раз чаще из-за того, что на ту программу пришелся пик наших гастролей для Москонцерта. (А. Ситковецкий)

***

Мы уже давно с ребятами решили: то, что сделано, то сделано, всем спасибо, все свободны. Любой музыкант найдет к чему придраться или исправить в своих старых работах, но мы твердо решили к этому относиться как к части нашей истории, характеризующей и нас, и время, и оборудование. Пусть это все там и остается, всему свое время и место. Для меня лично эта запись является важным свидетельством творчества группы того периода - со всеми своими достижениями и недостатками, которых там более чем достаточно. Пусть там и остаются )) (А. Ситковецкий)

По записи это был, пожалуй, самый проработанный что-ли альбом. У нас наконец было время, приличная студия и персонал, который хоть что-то соображал в звукорежиссуре на то время. По материалу - не знаю, мне кажется, что если бы мы не гастролировали так много, а имели бы возможность поработать с материалом и выбирать лучшее из большего, могло бы быть и поинтереснее. Потенциал у группы был, но не было времени на его реализацию, потому и записали ВСЁ что было на тот момент. То факт, что песни с того альбома хитами (в основном) так и не стали, говорит сам за себя. Но это моё субъективное мнение, не более того. (Л. Гуткин)

Не помню точно, какие чувства меня обуревали:) Наверное, счастье от того, что песни звучат в записи. (М. Пушкина)

К тому моменту, как я впервые услышал студийную запись магнитоальбома (случилось это, пожалуй, в 1986 году, т.к. альбом почему-то не сразу появился в тогдашних студиях звукозаписи), у меня уже имелся самостоятельно записанный из зала Лужников один из концертов, который "Автограф" отыграл в последних числах декабря 1984. Концертная программа в целом включала почти всё, что вошло на магнитоальбом и оставила приятное впечатление. К моему тогдашнему удивлению концертная запись мне понравилась больше несмотря на то, что качество студийной записи для того времени было очень неплохим. Однако от мосфильмовской студийки веяло некоторым холодком, чего я не замечал ни на более ранних студийных и концертных записях, ни на более поздних. Мне показалось, что на записи не было достигнуто определённой гармонии между музыкой и голосом, вокалист был несколько скован, хотя вроде всё делал правильно. Что интересно, на первом виниле, вышедшем на "Мелодии" чуть позже, всё чудесным образом встало на свои места, когда для "Истины" и "Реквиема" переписали вокал заново, а инструментальную часть оставили с "Мосфильма". (Д. Стрельников)

За "Истину" говорить не буду, т.к. моя катушка (и не только моя, а в своё время, у многочисленных друзей тоже) начиналась с песни "Мода". А вот касательно "Электронных часов"... Песня была (и есть) в 100 %...даже в 150 %-ном стерео. Она не просто в стерео, а - "песня-чемпионка" по стерео эффектам среди всего альбома (чего стОит только одна "пульсирующая" гитара во вступлении, постоянно "переползающая" (как пьяная) из левого канала в правый и обратно). Но дело даже не в эффектах... Басовая партия периодически дублируется (или перекликается с) клавишными (в "нижнем регистре"), и получается крайне красиво, когда Гуткин - чётко "посередине", а Макаревич с "тем же самым" (или почти с тем же) - то справа, то слева. Катушка (правда, затёртая даже не до дыр.. а до "ям") цела до сих пор. ... (shmellic, rutracker.org)